«У тебя есть особенность — возле тебя я становлюсь гениальным»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Виктория Токарева: «Мы живем не так, как хочется, а как получается...»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: Борис Бабанов/РИА Новости

«Когда Данелия пригласил меня поработать вместе с ним над сценарием фильма «Совсем пропащий» по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», я спросила его: «Зачем я тебе нужна? Тут же есть Марк Твен, и в кино ты понимаешь гораздо больше, чем я». На что Данелия ответил: «У тебя есть особенность, о которой ты не подозреваешь — возле тебя я становлюсь гениальным», — рассказывает писательница, сценарист Виктория Токарева.

— Виктория Самойловна, если позволите, начнем с вашей спальни. Скажите, какая книга или книги лежат у вас на прикроватной тумбочке?

— Да, ты прав, на ней всегда книги, я люблю почитать перед сном. Сейчас это дневники Софьи Андреевны Толстой. Она мне открыла Льва Николаевича, и главное — себя. Дело в том, что в конце жизни он ее уже не любил. У писателя не было к ней притяжения, ее это очень задевало, она начала преследовать его. Софья Андреевна ревновала мужа к Черткову, который влиял на Льва Николаевича, чтобы свое литературное наследие тот оставил народу. А ведь Толстой с Софьей Андреевной вырастили восьмерых детей, и не все они были благополучны, кто-то из них пил... Она же хотела, естественно, чтобы наследие отошло детям.

Но Лев Николаевич находился под влиянием этого Черткова. Софья Андреевна стала шпионить за своим мужем. Вообще, она была психопатка. Чисто внешне она мне не нравится: у нее довольно грубое лицо, эта причесочка с прямым пробором. Читая «Дневники», я поняла, почему Лев Николаевич в конце жизни сбежал из дома: он не мог вынести этого ада.

— Был ли писатель, прочитав книгу которого вы решили взяться за перо?

— Знаешь, для начала я расскажу тебе историю, которая произошла с Мишей Задорновым. Шел 1964 год. Миша жил тогда в Риге. Однажды его невеста Велта пришла к нему рано утром и дала журнал «Молодая гвардия», где посоветовала прочитать рассказ под названием «День без вранья». Рассказ этот — моя первая опубликованная вещь. Миша взялся за него сразу, оставаясь еще лежать в кровати. Велта прилегла рядом, у них, кстати, был очень яркий роман. Но Миша продолжал читать, не отвлекаясь на свою любимую. А дочитав рассказ до конца, быстро перелез через Велту, подошел к письменному столу и начал что-то писать, став через некоторое время тем, кем стал — Мишей Задорновым, который читал свои миниатюры со сцены. (Улыбается.)

Что касается меня, то на мой литературный вкус влияние оказали Александр Куприн, прежде всего своей повестью «Поединок» — это, конечно, нечто, Алексей Толстой, но ранний, а не поздний, не советского периода, и Антон Павлович Чехов. Вот три писателя, которые включали меня в розетку.

— Что-что?

— Это выражение я придумала, когда услышала от чукотского писателя Юрия Рытхэу одну очаровательную историю, приключившуюся с ним в детстве. В интернате, где он учился, шел урок, Юра стал хулиганить, и его выгнали в коридор. Коридор пустой, ему скучно, он принялся бродить от двери к двери. Одна дверь была приоткрыта, учитель в классе читал вслух Гоголя. Юрий остановился и стал слушать, а когда зазвенел звонок и дети выбежали в коридор, они увидели этого мальчика, ему было лет тринадцать, который сидел на полу, ноги ножницами, и смотрел куда-то вдаль без всякого выражения, на его лице была полная отрешенность. Гоголь тогда включил Рытхэу в космическую розетку!

Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Толстая в Ясной Поляне, 1903 год. Фото: РИА Новости

Вот и меня в розетку включили Куприн, Алексей Толстой, Чехов. Познакомилась я с ними в 15-16 лет. Меня тянуло к этому чтению, возникла какая-то зависимость. Я читала их произведения и что-то чувствовала. Хотя когда у Тани Толстой спросили, как вы стали писательницей, она ответила: «Села к столу, опустила голову над листком бумаги и стала писать».

— А если я задам вам этот вопрос, как вы ответите?

— Помню, что в какой-то момент у меня развилась графомания, я стала писать, писать, писать.

На уроках литературы или истории в старших классах я сидела и сочиняла какой-то душераздирающий роман, а моя соседка удивленно спрашивала: «Что ты все время пишешь?!» У меня просто возникла потребность ставить слово после слова.

— Почему же тогда, окончив школу, вы пошли поступать не в Литературный институт, а во ВГИК?

— Вообще-то после школы я решила идти в медицинский. Но меня туда не приняли, потому что я получила тройку за сочинение. И тогда я поступила в музыкальное училище при консерватории, где училась этой несчастной музыке. Понимаешь, для меня все там было скучно, особенно сольфеджио. Единственное, я хорошо дирижировала. И еще у нас была обязательная дисциплина, которая мне нравилась, — хоровое пение. Я знаю все хоровые произведения Чайковского, и когда сейчас по телевидению выступают хоры, сажусь и обмираю. Я очень люблю слушать хоры, потому что хор — это молитва.

— Раз вы так любите хоровое пение, наверное, совершенно безразличны к шоу-бизнесу?

— Ничего подобного. При чем тут это? Конечно, шоу-бизнес совсем другая музыка, но музыка, которая, кстати, отражает народную душу.

— С Аллой Пугачевой пересекались?

— Общались пару раз. Скажу, что у нее поразительная энергия. Однажды я была на концерте Раймонда Паулса, выступали разные молодые певцы, певицы с прекрасными голосами, все очень хорошо пели. Но вышла Пугачева, она тогда была чуть простужена, чуть охрипшая, и на ее фоне все тут же померкло. Ее популярность, думаю, не в последнюю очередь связана с ее колоссальной энергией. Это не просто манкость, это — талант. И когда Пугачеву сравнивают с Ротару, то я, конечно, встаю на сторону Пугачевой.

Чукотский писатель Юрий Рытхэу, 1978 год. Фото: Игорь Сабадаш/ТАСС

— После окончания музыкального училища вы работали учительницей пения, но желание, как вы выразились, «ставить слово после слова» вас не отпускало, и в один прекрасный день Виктория Токарева стала студенткой ВГИКа. Куда, говорят, вы поступили в итоге не без помощи Сергея Михалкова, как так?

— Да, я пыталась поступить во ВГИК, но провалилась. И тогда я позвонила Михалкову. Мы были знакомы, потому что когда я работала учительницей в музыкальной школе, он туда однажды пришел выступать. Кстати, увидев меня, очень удивился: мой внешний облик не соответствовал традиционному образу учительницы. Учительница — это, как правило, какой-то синий чулок, а тут такая современная, модная, юная. Он меня сразу зауважал. И вот когда я провалилась при поступлении во ВГИК, позвонила Сергею Владимировичу. Он снял трубку, сказал «алло», а я не могла вымолвить ни слова, зарыдала. Он испугался, не понял, что происходит. Рыдала я горько, отчаянно. Потом, когда Михалков во всем разобрался, позвонил Грошеву, ректору ВГИКа, и меня приняли.

— Раз уж мы заговорили про Михалкова, позвольте кое-что уточнить. Злые языки утверждают, что Сергей Владимирович, будучи известным детским писателем, терпеть не мог детей, включая своих — Никиту с Андреем. Вы слышали такое про него?

— Это ерунда на постном масле. Он очень любил своих детей. Я видела одну фотокарточку, где он с таким обожанием смотрит на маленького Никиту, которому было лет шесть-восемь. Сергей Владимирович был в высшей степени высоконравственным человеком: кто бы к нему, например, ни обращался, он всегда всем старался помочь.

— Знаю, что Никита Сергеевич продолжает эту традицию отца, также готов в любой момент прийти на помощь своим коллегам, друзьям...

— Меня это нисколько не удивляет. Вообще, мне кажется, что Никита — хозяин леса, медведь.

— Вы имеете в виду кинематографического леса?

— А какого хочешь.

— То есть даже общественного?

— Ну смотри, во-первых, он талант. Во-вторых, красавец. В-третьих, по-настоящему богат. Все это прекрасно.

— Медведь — очень неожиданный образ Никиты Сергеевича, хотя, возможно, и точный. Поступив при поддержке его легендарного отца во ВГИК, там-то вы учились с удовольствием?

— Понимаешь ли, на втором курсе я написала тот самый рассказ «День без вранья», который был опубликован в журнале «Молодая гвардия», и сразу вызвала неприязнь своих сокурсников. Так что как-то быстро я от них всех откололась и пошла своим путем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями» Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями»

Моя мама была суровой. Я ее и любила, и боялась

Караван историй
Звезды над дюнами Звезды над дюнами

Путешествие к секретам Аравийской пустыни

Вокруг света
Анна Большова: Анна Большова:

У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай

Коллекция. Караван историй
С тобой плохо, без тебя еще хуже С тобой плохо, без тебя еще хуже

Как распознать зависимые отношения и выбраться из них

Лиза
Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне» Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне»

Я стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей

Коллекция. Караван историй
Щелчок по носу: как мы растем через кризисы Щелчок по носу: как мы растем через кризисы

О точках роста в кризисных ситуациях рассказывает коуч Оксана Набок

Psychologies
Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке

Актриса Театра на Бронной Вера Майорова-Земская — уникальный свидетель эпохи

Коллекция. Караван историй
У каждого свой Эверест: как опыт восхождений в горы помогает в бизнесе и жизни У каждого свой Эверест: как опыт восхождений в горы помогает в бизнесе и жизни

Отрывок из книги Сергея Кофанова «У каждого свой Эверест»

Forbes
Татьяна Абрамова: «Некоторые называют меня стервой» Татьяна Абрамова: «Некоторые называют меня стервой»

О жизни, гастролях и интересных знакомствах — рассказывает Татьяна Абрамова

Коллекция. Караван историй
Танцовщицы эротического театра Crave рассказали о своей работе Танцовщицы эротического театра Crave рассказали о своей работе

MAXIM встретился с танцовщицами театра Crave и задал откровенные вопросы

Maxim
Откровения Шагала Откровения Шагала

Марк Шагал, имя которого в советской прессе упоминалось с порицанием

Дилетант
«У меня есть ты, у тебя есть я»: для кого сделан новый альбом «Земфира от Луки» «У меня есть ты, у тебя есть я»: для кого сделан новый альбом «Земфира от Луки»

Новый альбом Земфиры, который все столько ждали — разочарование?

Forbes
Евгений Кочергин. Свидетель времени Евгений Кочергин. Свидетель времени

Евгений Кочергин: Я никогда не был от себя без ума, наоборот, относился критично

Караван историй
У детских площадок дела идут в горку У детских площадок дела идут в горку

Детских площадок в России строят много, но нужно еще больше

Эксперт
Почему Римская империя распалась на Западную и Восточную? Почему Римская империя распалась на Западную и Восточную?

Какие причины привели к тому, что Римская империя перестала существовать?

TechInsider
Самоиндукция в поляритонном конденсате продлила биения его когерентности Самоиндукция в поляритонном конденсате продлила биения его когерентности

Физики обнаружили необычную спиновую динамику экситон-поляритонного конденсата

N+1
В 30, 40 и 50: какие вещи можно оставить, а какие выбросить в разном возрасте В 30, 40 и 50: какие вещи можно оставить, а какие выбросить в разном возрасте

Есть ли возрастные границы у разных предметов гардероба?

VOICE
Женщина забыла под веком 23 линзы и обратилась к врачу. Вот что было дальше Женщина забыла под веком 23 линзы и обратилась к врачу. Вот что было дальше

Что будет, если забывать снимать линзы перед сном?

TechInsider
Уйти из Китая Уйти из Китая

Почему российскому предприятию выгоднее разместить производство в Китае

Эксперт
Telegram против WhatsApp: какой мессенджер безопаснее и удобнее Telegram против WhatsApp: какой мессенджер безопаснее и удобнее

WhatsApp VS Telegram: разбираемся в особенностях каждого приложения

Maxim
«Это проходит по категории смешного, но это совсем не смешно» «Это проходит по категории смешного, но это совсем не смешно»

Как происходит слияние госсмеха и госстраха

Weekend
Салли Руни: «Прекрасный мир, где же ты». Отрывок из третьего романа Салли Руни: «Прекрасный мир, где же ты». Отрывок из третьего романа

Отрывок из новой истории взросления и поиска смысла жизни от Салли Руни

СНОБ
Искусство ревновать Искусство ревновать

Как конкуренция и соревнование сформировали западноевропейское искусство

Weekend
Почему забота превращается в гиперопеку: 3 глубинные причины — проверьте себя Почему забота превращается в гиперопеку: 3 глубинные причины — проверьте себя

Как отличить опеку от заботы? Как научиться заботиться правильно?

Psychologies
Он само совершенство Он само совершенство

Признаки того, что ты идеализируешь партнера

Лиза
«Многие из нас как будто мысленно живут где-то еще» «Многие из нас как будто мысленно живут где-то еще»

Игорь Поплаухин о своем фильме про Янку Дягилеву

Weekend
Наше величество Наше величество

После сложных для короны лет фильм «Королева» спас имидж монархии

Дилетант
5 научно обоснованных причин, по которым ультраобработанные продукты опасны для здоровья 5 научно обоснованных причин, по которым ультраобработанные продукты опасны для здоровья

Пять причин, почему ультраобработанные продукты вредны

Inc.

Что значит "стареть с достоинством"?

VOICE
На изящном: история картины «Смерть Сарданапала», или Особенный романтизм Делакруа На изящном: история картины «Смерть Сарданапала», или Особенный романтизм Делакруа

Чем вдохновлялся французский живописец Делакруа, где лежат истоки его романтизма

Правила жизни
Открыть в приложении