Ту-160 сегодня готовится ко второй жизни

Популярная механикаHi-Tech

«Лебедь» возвращается

Ту-160 – основа воздушного компонента российской ядерной триады – сегодня готовится ко второй жизни. Казанский авиационный завод уже начал производство стратегического бомбардировщика – ракетоносца Ту-160М. Речь идет не о точном копировании образца советской эпохи – в воздух поднимется самолет с новейшими системами управления и вооружения.

Текст: Олег Макаров
Фото: Руслан Гусейнов

0:00 /
566.025

Все это означает, что для возобновления производства самолета пришлось пройти долгий путь восстановления или создания вновь множества технологий. Родные стены для Ту-160 – цеха Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова (филиал предприятия «Туполев»). Здесь эти боевые машины производили, здесь их модернизируют, здесь же будут изготовлены Ту-160М. Отработка некоторых узлов будущей модифицированной версии ракетоносца потребовала нестандартных решений.

За глаза принадлежащую предприятию «Туполев» летающую лабораторию называют «Буратино». И вправду гражданский авиалайнер Ту-214 (тоже производимый на КАЗ) с заостренным носом от сверхзвукового самолета очень похож на популярного сказочного персонажа.

На летающей лаборатории на базе Ту-214 отрабатываются элементы современного БРЭО для модернизированных и новых Ту-160.

А зачем же заостренный нос? «Это настоящий нос от списанного Ту-160, – рассказывает ведущий инженер-конструктор группы летающей лаборатории КАЗ Сергей Ржанников, – теоретически мы могли бы изготовить такую же деталь, например из стекловолокна, но использовать оригинальный элемент конструкции было и дешевле, и практичнее. Правда, инженерам пришлось решить задачу с сопряжением обводов от двух разных самолетов, но в итоге все удалось». Как рассказали «ПМ» на Казанском авиапредприятии, использование гражданского лайнера в качестве летающей лаборатории для отработки систем будущего Ту-160М позволит значительно сэкономить средства. Не потребуется тратить не очень высокий (по сравнению с Ту-214) ресурс двигателей боевого самолета, которые при этом еще и потребляют немало топлива.

А длинный нос необходим для отработки новой радиолокационной станции, которую просто негде разместить на Ту-214 в штатном варианте. У гражданского самолета есть и свой – метеорологический – локатор, но в варианте летающей лаборатории он может быть смещен в сторону, чтобы не мешать испытываемому устройству.

Но испытание локатора – это, конечно, не все, ради чего поднимается в небо Ту-214ЛЛ. В те годы, когда проектировался классический Ту-160, отечественное авиастроение еще не знало понятия «информационно-управляющая система». Речь идет о полной интеграции всех систем управления самолетом и вооружения под управлением бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ), объединенных в высокоскоростную сеть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
Такие папы нам нравятся Такие папы нам нравятся

Сегодня отцы становятся все включеннее и внимательнее к детям

Домашний Очаг
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
«Железная дама» Гюстава Эйфеля «Железная дама» Гюстава Эйфеля

Париж был в шоке: этот безумец собирается строить гигантскую башню из металла!

Караван историй
Под водой? Над водой? Под водой? Над водой?

Поговорим о мостах и тоннелях, служащих переправами между близкими частями суши

Популярная механика
Директор L’Oréal по этике — о миссии бизнеса и позитивной дискриминации Директор L’Oréal по этике — о миссии бизнеса и позитивной дискриминации

Почему закон не всегда может быть последней инстанцией

РБК
Судьба телескопа Судьба телескопа

Зонд Hubble проработал на орбите 30 славных лет – но что ждет его дальше?

Популярная механика
Пафосный мажор или парнишка из низов: все о новом парне Бузовой Давиде Манукяне Пафосный мажор или парнишка из низов: все о новом парне Бузовой Давиде Манукяне

В конце прошлого года Ольга Бузова осчастливила своих фанатов

Cosmopolitan
На крыльях Сухого На крыльях Сухого

В этом году легендарному конструкторскому бюро Павла Сухого исполняется 80 лет

Популярная механика
Правила жизни Брижит Бардо Правила жизни Брижит Бардо

Актриса, модель, защитница животных

Esquire
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
История счастливого брака, или эссе о простых радостях жизни История счастливого брака, или эссе о простых радостях жизни

Отрывок из книги писательницы Энн Пэтчетт

Forbes
10 арктических машин 10 арктических машин

Десять достойных упоминания арктических вездеходов

Популярная механика
Всё о моторном масле и его непростой жизни внутри двигателя Всё о моторном масле и его непростой жизни внутри двигателя

Ответы на вопросы о выборе масла, его потемнении и частоте замены

4x4 Club
Великая пустота Великая пустота

Самые большие объекты во вселенной заполнены ничем

Популярная механика
Мифы о «Мифе» Мифы о «Мифе»

Хозяйки новой MYTH Gallery Оля Профатило и Юля Вяткина — разрушительницы мифов

Собака.ru
Вторжение Вторжение

Здесь делают самую продвинутую графику для мирового кинематографа

Популярная механика
Духи на распив по-донецки Духи на распив по-донецки

Как почувствовать войну, родину и застойную тоску

Русский репортер
Испытание огнем Испытание огнем

Современные газотурбинные двигатели в гражданской авиации — воплощение хай-тека

Популярная механика
Кровь застыла в жилах: чем так хорош новый «Дракула» от создателей «Шерлока» Кровь застыла в жилах: чем так хорош новый «Дракула» от создателей «Шерлока»

Вышел главный сериал нового года – экранизация романа Брэма Стокера «Дракула»

Forbes
Восток и его обитатели Восток и его обитатели

В озере Восток под ледовым щитом Антарктиды есть жизнь

Популярная механика
5 ситуаций, когда не стоит сохранять брак 5 ситуаций, когда не стоит сохранять брак

Мы жили в плену иллюзий, а на деле мы совсем разные люди

Psychologies
Новая «Арктика» Новая «Арктика»

Атомоходы ЛК-60Я заменят ледоколы прошлых поколений

Популярная механика
8 самых красивых взлетно-посадочных полос в мире 8 самых красивых взлетно-посадочных полос в мире

Восемь аэропортов, посадка в которых подарит потрясающие виды в иллюминаторе

Forbes
Стрельба втемную Стрельба втемную

Эта история российского стрелка Влада Лобаева началась с ролика на Youtube

Популярная механика
Наци не догонят! История первого успешного побега  из лагеря смерти Освенцима Наци не догонят! История первого успешного побега  из лагеря смерти Освенцима

Рудольф Врба и Альфред Ветцлер были первыми, кому удалось сбежать из Освенцима

Maxim
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Голоса в голове Голоса в голове

Из каких субличностей состоит человеческое «Я»?

Psychologies
Стратосферный турист Стратосферный турист

Звездное небо над головой и далекая Земля внизу – вид из стратосферы

Популярная механика
«А точно не порвется?» «А точно не порвется?»

Игорь Довгалюк отвечает на вопросы о маммопластике

Собака.ru
Открыть в приложении