Кто спасет МКС
Международную космическую станцию не раз называли высшим достижением человечества. Мировые державы, бесконечно соперничающие на земле, объединили усилия, чтобы построить крупнейшую в истории внеземную инфраструктуру. Она может завершить работу через шесть лет. Что будет дальше, пока вопрос.
Kомпания S7 Space выступила с предложением создать на основе станции орбитальный космодром для обеспечения транспортных потоков между землей и другими небесными телами, главным образом Луной и Марсом. Важной составной частью такого космодрома может стать разрабатываемый в России межорбитальный буксир с ядерным двигателем. Космический атомоход хотят использовать в роли многоразового челнока – наиболее выгодного средства перемещения грузов между орбитами планет. Успех проекта будет означать, что наша страна создала самый эффективный транспортный межпланетный коридор.
Время «Ч» для орбитальной станции
В беспрецедентном проекте МКС просматриваются именно те черты будущего, на которое рассчитывали фантасты: страны отказываются от междоусобиц ради расширения сферы жизнедеятельности человека.
В 2024 году этот проект планируется завершить. В США инициатива в сфере космической деятельности переходит в частные руки, поэтому составители бюджета посчитали необязательным выделять 3–3,5 млрд долл. в год из карманов налогоплательщиков на содержание орбитальной станции. То, что американцы согласились продлить эксплуатационный срок МКС до 2024 года (ранее в соглашении стоял 2020-й), уже большой успех международного сообщества. Переговоры о продлении завершились в 2013 году, как раз накануне очередного политического обострения.
Что произойдет со станцией после 2024 года? По действующему договору сторон каждый партнер отвечает за свой сегмент в составе станции в течение всего периода его существования на орбите и при затоплении. В действующей Федеральной космической программе (ФКП, основной бюджетный документ ракетно-космической отрасли России) предусмотрена статья расходов на проектирование специального корабля, который может столкнуть с орбиты такую махину. Вес российского сегмента МКС превышает 55 т. Гораздо более массивный американский сегмент, включающий японский и европейский модули, потребует двухлетней программы работ по разборке и затоплению. В NASA предварительно оценивают эту программу в 950 млн долл.
Смертный приговор МКС еще не вынесен. Станция или ее отдельные элементы могут быть сохранены. В России как один из основных рассматривался сценарий отсоединения национального сегмента. То есть существующую инфраструктуру разбирают и на основе российской ее части делают новую орбитальную станцию. Прямо сейчас это невозможно: такой станции не хватило бы электроэнергии, сейчас ею в космосе с нами делятся американцы. Проблема с энергией может быть решена после пристыковки к российскому сегменту МКС новых модулей. Их строительство ведется давно, да и вывод на орбиту был запланирован в предыдущие годы, однако сдвиг сроков реализации крупных космических проектов на 5–10 лет сейчас нормальное явление (см. проекты «Ангара», ГЛОНАСС и др.). К российскому сегменту предстоит пристыковать модуль «Причал» (запуск планируется на 2019 год), а к нему – научно-энергетический модуль (НЭМ, запуск назначен на 2021 год), который способен вырабатывать 50 кВт в сутки, что полностью обеспечит потребности российского сегмента. Таким образом, российская орбитальная станция по сути станет новым проектом, который, разумеется, должен решать новые задачи. Какими они могут быть? Стратегической целью российской космонавтики на ближайшие десятилетия является освоение Луны. Не высадка («флаговтык» на сленге космонавтов), как было у американцев в прошлом тысячелетии, а именно освоение. Это означает появление на спутнике Земли определенной инфраструктуры – посещаемой, а затем и обитаемой базы, в дальнейшем лунного полигона. Любопытная деталь: в проект Федеральной космической программы на 2015–2025 годы Роскосмос включил статьи по созданию лунных грейдеров и экскаваторов (про «любимый лунный трактор» ничего сказано не было). Вполне логично: лунную базу трактором «Владимирец» не построишь – понадобится специальная техника. Но на момент утверждения программы действовал режим экономии бюджета, что заставило отложить финансирование лунного автопарка. Задачи покорения Луны тем не менее никто не отменял. Именно в этом контексте идет речь о создании ракетного комплекса сверхтяжелого класса и нового российского космического корабля «Федерация».