Интеллект для самолета
ОКБ Сухого начало разработку этого самолета в инициативном порядке. Когда СУ-35 поднялся в небо над Сирией, наши зарубежные «коллеги» и «партнеры» стали вести себя сдержанней и осмотрительней. Своими обводами самолет напоминает СУ-27, но его революционная авионика фактически делает его многофункциональной боевой машиной следующего поколения.
Как и многие другие оборонные предприятия России, «Сухой» смог пережить перипетии 1990-х только благодаря экспортным контрактам. Су-27 и его модификации поставлялись в Китай, Индию и Малайзию. Однако к рубежу столетий 27-й, несмотря на все его достоинства, значительно потерял новизну и уникальность, и на его место требовалось придумать что-то новое. Что-то новое в духе требований, предъявляемых временем. Во-первых, в мире с начала девяностых был взят курс на многофункциональность. В СССР существовало четкое деление боевых самолетов на истребители, истребители-бомбардировщики и фронтовые бомбардировщики. Теперь же востребованными оказались самолеты, совмещающие все эти функции. Так можно было сэкономить на унификации парка боевых машин и на подготовке летчиков. Во-вторых, был сделан вывод о том, что оптимальные летно-технические характеристики самолет приобретает в одноместном варианте, то есть единственный человек на борту должен был совмещать функции пилота и оператора оружия. В-третьих, ведущие производители военной авиационной техники вплотную занялись созданием многофункциональных самолетов 5-го поколения.
Курс на интеграцию
Создание самолетов 5-го поколения стало государственным приоритетом, и под разработку будущего Т-50 (Су-57) выделили финансирование. Однако, помимо проектирования флагмана истребительной авиации, у компании «Сухой» были и другие заботы: что предложить на мировом рынке в качестве одноместного многофункционального самолета вместо Су-27 и его модификаций? Ответ на этот вопрос руководству «Сухого» искать пришлось на свой страх и риск. Решением стало создание нового самолета, который внешне почти ничем не отличался от всем знакомого Су-27.
Обводы планера остались прежними, но все, что касалось авионики, вырвали из заслуженного самолета с корнем. В самолетах семейства Су-27, созданных в восьмидесятые и девяностые, использовался так называемый федеративный принцип. Все самолетные системы (гидравлическая, топливная и т.д.), а также системы комплекса бортового оборудования существовали самостоятельно, обладая собственными вычислителями. При сохранении такого принципа пилоту необходимо было постоянно осмысливать огромное количество информации, поступающей от средств индикации, и принимать разнообразные решения. Для самолета, в котором находится только один человек, это экстремальная задача. Выход – интеграция всех систем на основе единого бортового вычислителя и создание интуитивно понятной индикации, в которой вся информация от систем собиралась бы воедино и анализировалась. Цель обнаружена, идентифицирована, выданы рекомендации по средствам поражения.