Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механикаHi-Tech

Пламенные моторы будущего

Двигатель – это важнейшая часть самолета, от которой во многом зависит его техническое совершенство. За время своего существования «Пламенные сердца» стальных птиц подверглись колоссальным изменениям. Улучшение показателей двигателя достигается за счет перехода к новым конструкционным схемам, материалам и технологиям производства

Олег Макаров

За формирование облика перспективных авиационных двигателей в России отвечает Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ). О том, что ждет в будущем двигатели традиционной конструкции, когда в нашу жизнь войдут электро-самолеты и когда мы полетим на гиперзвуке, «ПМ» решила узнать из первых рук – у генерального директора ЦИАМ Михаила Гордина.

– Михаил Валерьевич, стоит ли ожидать революционных изменений в развитии авиационных двигателей традиционных концепций?

– Традиционные двухконтурные газотурбинные двигатели, используемые на дальне- и среднемагистральных пассажирских лайнерах, прошли долгий путь развития и достигли уже такого уровня, что особой революции в их дальнейшем развитии не предвидится. Однако возможности для их совершенствования еще не исчерпаны. Битва идет буквально за каждый процент веса и эффективности. Улучшения характеристик можно достичь за счет использования конструкторских решений и применения новейших материалов и технологий – композитов, жаропрочных супер-сплавов, 3D-печати. Это можно назвать первым горизонтом современной научной и конструкторской мысли в области авиационного двигателестроения.

Второй горизонт – внедрение в авиацию прорывных технологий, например электроэнергетических.

Третий – создание высокоскоростного воздушного транспорта с гиперзвуковой крейсерской скоростью. Это пока вопрос далекой перспективы. Работы по этим трем направлениям ведутся во всем мире, в том числе и в России, в частности в нашем институте.

Генеральный директор ЦИАМ М. В. Гордин на фоне стендового модуля ГПВРД

– Каковы перспективы развития турбореактивных двигателей?

– Развитие конструкции турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД), называемого также турбовентиляторным, идет по нескольким направлениям. Основные цели – достижение более высоких показателей экономичности, экологичности и надежности. Последнее особенно важно в связи с практически полным переходом средне- и дальнемагистральной пассажирской авиации с четырех- на двух-двигательную схему.

– Как можно повысить экономичность авиадвигателя?

– За счет дальнейшего совершенствования как «тепловой машины», так и «движителя». Например, можно увеличить термодинамическую эффективность рабочего процесса, подняв полную степень повышения давления (π∑ ) до 60–65 и температуру газов перед турбиной до 1900–2000 К. Но это требует освоения целого комплекса технологий. Нужны высоконапорные компрессоры с высокой эффективностью и газодинамической устойчивостью. Необходимо разрабатывать новые сверх-жаропрочные материалы для камеры сгорания, лопаток и диска турбины. При этом повышение температуры в камере сгорания имеет не только преимущества, но и недостатки, так как становится причиной увеличения вредных выбросов в виде оксидов азота (NOx ). Чтобы сократить количество вредных выбросов, внедряется технология горения обедненной топливно-воздушной смеси.

Другой способ повышения экономичности – увеличение степени двухконтурности (отношения расхода воздуха через наружный контур к расходу воздуха через внутренний контур), в том числе при переходе на схему двигателя с приводом вентилятора через редуктор. Примеры таких двигателей существуют. Еще в 1990-х был создан отечественный двигатель НК-93. Из современных можно назвать PW 1000, который будет опционально устанавливаться на МС-21 наряду с перспективным российским ПД-14. Cконструировать редуктор – сложнейшая инженерная задача: он должен выдерживать огромные нагрузки, обладать высоким КПД и при этом иметь минимальный вес. Кроме того, в процессе работы редуктор будет выделять тепло: даже при высоком КПД энергопотери неизбежны, и надо найти способ это тепло отводить. Попыткой масштабировать редукторные технологии для более мощного двигателя можно назвать проект UltraFan британской компании Rolls-Royce, однако это пока лишь демонстратор.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дело жизни Казуаки Харады Дело жизни Казуаки Харады

Японский художник Казуаки Хараде нашел свое дело почти случайно

Популярная механика
Стала известна программа международного театрального фестиваля Толстой Weekend Стала известна программа международного театрального фестиваля Толстой Weekend

С 9 по 12 июня пройдет международный театральный фестиваль Толстой Weekend

Cosmopolitan
С горочки спустился С горочки спустился

Мы встретились с чемпионом России по форкроссу Иваном Кунаевым

Популярная механика
Строгость без насилия Строгость без насилия

Вопросы воспитания волнуют каждого родителя

Psychologies
Карта дня беспилотника Карта дня беспилотника

Как города России готовятся к появлению беспилотных автомобилей

Популярная механика
«Воздушный секс» и другие безумные секс-соревнования «Воздушный секс» и другие безумные секс-соревнования

Знакомим тебя с самыми странными и невероятными сексуальными чемпионатами

Cosmopolitan
Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механика
Искусственные органы: человек умеет все Искусственные органы: человек умеет все

Превращение Homo sapiens в более долговечную и надежную мыслящую конструкцию

Популярная механика
Китайский Карлсон Китайский Карлсон

Самой сложной и красивой игрушкой в мире был радиоуправляемый вертолет

Популярная механика
Вместо спорта и диет: Айза и другие звезды, похудевшие благодаря липосакции Вместо спорта и диет: Айза и другие звезды, похудевшие благодаря липосакции

Липосакция – одна из «любимых» процедур знаменитостей

Cosmopolitan
Длинные руки «Буяна» Длинные руки «Буяна»

В 2015 году мы узнали, что наносить ракетные удары можно из Каспийского моря

Популярная механика
В Москве пройдёт Фестиваль науки В Москве пройдёт Фестиваль науки

В Москве пройдет пятый уличный Фестиваль науки, искусства и технологий «Политех»

Популярная механика
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
10 автомобилей из Прибалтики 10 автомобилей из Прибалтики

Какие автомобили из Прибалтики, кроме латвийского РАФа, вы знаете?

Популярная механика
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Обмен веществ: курс на улучшение! Обмен веществ: курс на улучшение!

Какие факторы влияют на метаболизм и как можно улучшить обменные процессы

9 месяцев
Небо для катамаранов Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механика
«Бессмертный полк»: звезды показали своих родных, прошедших войну «Бессмертный полк»: звезды показали своих родных, прошедших войну

Традиция проводить в День Победы «Бессмертный полк» затронула и знаменитостей

Cosmopolitan
Броня легка Броня легка

Алюминиевые сплавы давно и прочно обосновались на бронемашинах

Популярная механика
Рождение «непобедимой и легендарной» Рождение «непобедимой и легендарной»

Создание вооружённых сил молодого Советского государства окружено мифами

Дилетант
Портрет генами Портрет генами

ДНК-фенотипирование позволит восстановить облик преступника по его генам

Популярная механика
Тот, кто у меня внутри Тот, кто у меня внутри

Как влияет Внутренний Ребенок родителя на общение с нашими реальными детьми

Psychologies
Яндекс.Станция Яндекс.Станция

Вот уже неделю Яндекс.Станция живет у меня дома

Популярная механика
Почему мы обманываем себя Почему мы обманываем себя

Одна часть нашего мозга может врать другой

Cosmopolitan
Чистый тяжелый металл Чистый тяжелый металл

Как производят слитки драгоценных металлов

Популярная механика
Первый триместр беременности: что ждет маму и малыша? Первый триместр беременности: что ждет маму и малыша?

В первом триместре решается судьба беременности. Чего стоит опасаться?

9 месяцев
Ракетный маневр Ракетный маневр

С S7 Space связывают надежды на развитие отечественной частной космонавтики

Популярная механика
Герцогиня стиля. Чему можно поучиться у Меган Маркл Герцогиня стиля. Чему можно поучиться у Меган Маркл

Меган Маркл стала следовать тенденциям британской моды

Forbes
Пешком по воде Пешком по воде

Далеко не все способны проплыть километр под водой

Популярная механика
Что молодые музыканты думают о жизни в России: отвечают Гречка, Что молодые музыканты думают о жизни в России: отвечают Гречка,

Esquire поговорил с молодыми музыкантами о том, как им живется в России

Esquire
Открыть в приложении