Новый кабинет. Сможет ли старая команда Медведева вывести Россию из кризиса
Вместо очередного витка реформ, которого одни ожидают, а другие опасаются, новому правительству Дмитрия Медведева стоило бы начать с масштабного дерегулирования, то есть аудита имеющихся норм и запретов в наиболее чувствительных сферах экономики и общественной жизни
Экономика, точнее, та ее часть, которая вдали от сырья и госбюджета, с грустью выдохнула. Вне зависимости от того, кто именно будет министром экономического развития и министром финансов (пока предполагается, что этот пост сохранит Антон Силуанов, который при этом может стать и первым вице-премьером), радикальных перемен в экономической политике ждать не приходится, хотя в гипотетической плоскости и такое возможно. Все будет стабильно.
За два с небольшим месяца с момента оглашения послания президента старых проблем не убавилось, а новые предсказуемо наступили: не успели мы привыкнуть к доллару за 57 рублей, как западные партнеры начали настойчиво предлагать реформировать структуру владения крупными сырьевыми холдингами, как будто бы возрождая уже подзабытую в нашей стране дискуссию о (не)справедливости итогов приватизации начала 1990-х. Как никогда остро прозвучали слова о том, что зависимость российской экономики от поставок товаров и технологий из США и Европы многократно превышает их зависимость от нас, что не стало откровением для команды профессионалов под руководством Дмитрия Медведева. Он еще в эпоху своего президентства выступал с целым рядом инициатив, направленных на локализацию стратегически важных для экономики производств на территории России, диверсификацию экономики и снижение ее зависимости от внешних финансовых ресурсов, создание и развитие внутреннего спроса, истинную, а не номинальную либерализацию рынков и развитие добросовестной конкуренции, дебюрократизацию и снижение административного бремени, совершенствование судебной системы.
Очевидно, Россия находится в серьезном внешнеполитическом кризисе, наверное, самом сильном со времен холодной войны. Только теперь наша экономика куда сильнее интегрирована в глобальную, а значит, зависима от настроений зарубежных партнеров.
Возможна ли внутренняя стабильность в условиях нестабильности внешней, и устраивает ли она, если санкции бьют все сильнее?
Что предстоит новому правительству сделать во внутренней политике, чтобы компенсировать негативное воздействие внешних факторов? Необходимо перестраивать траекторию развития. Экономические решения существуют и известны. Но их эффективной реализации препятствуют проблемы регулирования и администрирования, ставшие очень серьезными в последние два года, что странно, так как административная реформа имела обратные цели. Правовое поле — сплошные запреты и ограничения, инициатива наказуема, решения на местах и в регионах, не урегулированные инструкциями, принимаются со скрипом или через суд — уродливое дитя бюджетного федерализма, в рамках которого финансовая несамостоятельность субфедеральных