Подушка-невидимка: зачем Банку России 390 тонн наличной валюты
Банк России активно готовится к возможным санкциям: он выводит деньги из обязательств казначейства США и приобретает золото и наличную иностранную валюту
В сентябре прошлого года ЦБ резко увеличил запасы наличной валюты: они выросли с $1,4 млрд на 1 января 2015 г. до $31,2 млрд на 1 сентября 2018 г. Если предположить, что тенденция роста, характерная для первых восьми месяцев 2018 года, сохранилась, то объем наличной валюты мог вырасти к 1 апреля 2019 г. уже до $39 млрд. И если предположить, что вся эта наличная иностранная валюта хранится в 100-долларовых банкнотах (вес одной банкноты — 1 грамм), то вес этого запаса составляет около 390 тонн.
Информация о наличной иностранной валюте в запасах Банка России лежала на поверхности — в «Отчете центрального банка», который публикуется на сайте регулятора в разделе «Статистика/Денежно-кредитная и финансовая статистика». Но удивительным образом на эту информацию никто не обращал внимания вплоть до сентября прошлого года.
Сразу после того, как информация о растущих запасах наличной иностранной валюты появилась в прессе, ЦБ перестал публиковать эту статистику, воспользовавшись ранее использованным приемом: он объединил два счета в один. Уже по состоянию на 1 октября 2018 г. были агрегированы счета «наличная иностранная валюта» и «депозиты» в один счет — «иностранная валюта и депозиты».
Ранее ЦБ воспользовался этим приемом после того, как СМИ начали регулярно публиковать информацию о средствах исполнителей гособоронзаказа на счетах в банках. Например, информация об остатках и оборотах по счетам 40506, 40606 и 40706 («Отдельный счет головного исполнителя, исполнителя государственного оборонного заказа») «растворились» в других счетах. Эти счета были агрегированы с массой других счетов в счета