Почему мы переоцениваем наши силы и что с этим делать
Рассказываем, откуда берется вера в собственную всесильность и почему не стоит задирать планку требований к самому себе слишком высоко.
Одна из самых частых причин выгорания и недовольства собой — невыполнение обязательств перед другими и несоответствие реальных объемов работы с силами, которые мы на них выделили. Ощущение усталого разочарования от себя может касаться не только рабочей сферы, но и всей жизни, предупреждает Forbes. Вот четыре основные причины выгорания.
Мы связываем любовь к себе с достижениями
Безусловная любовь — абсолютная роскошь в воспитании в советских и постсоветских семьях, где и дома, и в школе ребенка чаще всего определяли через поведение и оценки. Высмеивание троечников, постоянное недовольство отличниками, скепсис по отношению к хорошистам — вместе с дневником большинство русскоязычных детей получили ярлык о своих успехах в жизни и предначертанном будущем.
«Ты же не хочешь закончить, как папа», «Никому не нужна ты без высшего образования», «С твоими посредственными способностями тебе дай бог выпуститься из школы», «С таким телом в спорт не берут» — и так далее. Многим в детстве навязывали, что они недотягивают до каких-то объективных показателей, неспособны занять первые места, получить медали и быстро чему-то научиться.
Правда в том, что медалей и пьедесталов на всех не хватит, а количество полезных умений, не подкрепленных позитивной реакцией, никак не исправит самооценку уже взрослых мальчиков и девочек, утверждает Psychology Today. Общая проблема — ассоциировать собственную ценность со списком побед и поражений — часто привязана к возрастным порогам. К 25 годам положено добиться одного, к 30 — понять другое, к 40 — представлять собой третье. В итоге нам хочется думать, что если мы поднатужимся и прыгнем выше головы, угодим вымышленным родителям, учителям и всем, кто в нас сомневался (у нас в голове), то наконец сможем собой гордиться. А на подвиги ради чужой мотивации никогда не хватит собственных сил.
Мы сравниваем себя с другими
«Сравнение — вор радости», — писал Теодор Рузвельт. Сравнение человека с другими тоже закладывается воспитанием. Вспомните, как часто нам ставили в пример других — детей с выдающимися результатам, взрослых, к которым надо было стремиться, авторитетов среди известных людей. С детства многие из нас боятся не дотянуться до заданной планки, не получить нужного одобрения и разочаровать — близких, окружающих, коллег, начальников, друзей детства, родителей и детей.