По тонкому льду
Как глобальное потепление повлияет на Россию
Изменения климата активнее всего происходят в Арктике. Местные льды оказались менее всего защищены от повышения температуры вод океана. Россию экологические изменения касаются в первую очередь: 4,9 миллиона квадратных километров территории страны находится в Арктике. N + 1 вместе с ГК «Росатом» проследили, как параллельно с таянием льдов в ХХ веке происходило освоение Арктики. И попытались разобраться, какие опасности и возможности таит в себе глобальное потепление для России.
Начало серьезного освоения и изучения Арктики
До 1920-х гг. изучение Арктики носило точечный характер. Составлялись первые карты, однако территория осваивалась медленно, а экспедиции были долгими и несистематическими. Самыми выдающимися из них стали арктические экспедиции норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена и русского барона Эдуарда Толля.
Систематическое освоение Арктики началось в 1920-1930-х гг. Тогда появилась Северная научно-промысловая экспедиция, научно-исследовательская организация для изучения арктических территорий России. В 1925 году был основан Институт по изучению Севера, а в 1932 году – Главное управление Северного морского пути, или Главсевморпуть. Целью организации стало освоение Арктики, обеспечение судоходства по Северному морскому пути, а также изучение Крайнего Севера на предмет полезных ископаемых. Исследователь Отто Шмидт стал первым начальником управления и возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков». Экспедиция прошла Севморпуть всего за два месяца. Раньше на это могли уходить годы.
Тогда же было зафиксировано первое резкое уменьшение площадей арктического льда.
Стабильное освоение в условиях растущих льдов
Активное заселение и промышленное освоение Арктики началось в 1930-1940-х годах. В это время были возведены главные порты Севморпути (Игарка, Диксон, Певек, Тикси) и города (Нарьян-Мар, Норильск, Воркута). Геологоразведка обнаружила нефть и газ. После войны в 1948 году в Ленинграде открылся Научно-исследовательский институт геологии Арктики (сейчас Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И.С. Грамберга).
Изучение Арктики привело к обнаружению крупнейших нефтегазовых залежей: Уренгойского, Ямбургского, Бованенковского месторождений. В 1980-х были найдены шельфовые месторождения Штокман и Приразломное. Однако для полноценной разработки запасов нефти и газа в условиях вечной мерзлоты не было технологий.
С необходимостью осваивать Арктику связано появление атомных ледоколов и подводных лодок. Специалистам пришлось срочно дорабатывать морские карты: прежде описывать территорию выше 82-й параллели просто не было смысла.
В 1959 году в состав флота вошел первый в мире атомный ледокол «Ленин». За 30 лет работы в Арктике атомоход осуществил проводку 3 741 судна, прошел 654 400 морских миль, из них 560 600 – во льдах, что по расстоянию сопоставимо с тридцатью кругосветными плаваниями по экватору.
В течение всего срока эксплуатации в 1959-1989 годах «Ленин» побывал в 26 навигациях. Среди его достижений: участие в обеспечении работ полярных станций и многочисленных грузоперевозок по Северному морскому пути, первая продленная навигация на трассе Мурманск – Дудинка – Мурманск, первый сверхранний высокоширотный рейс.
До появления судов на атомной тяге ни одной известной разновидности топлива не хватало дольше, чем на два месяца путешествия. По тем временам этого было недостаточно, чтобы пройти весь Севморпуть. В 1953 году Совет Министров СССР принял постановление о разработке мощного арктического ледокола с атомной энергетической установкой. Им и стал атомный ледокол «Ленин».