Что нужно знать о современных тенденциях в развитии городского транспорта?

Правила жизниОбщество

Передайте за проезд: как развивается общественный транспорт в России

В 2023 году анонсировали продление диаметров столичного метро до Тулы и Калуги. В принципе, за последние пять-десять лет общественный транспорт в России значительно поменял свой облик. Попытаемся вспомнить, как мы пришли от маршруток к электробусам, и узнать о современных тенденциях в развитии городского транспорта.

Мария Сербина

«Правила жизни»

Поздравляя москвичей с Днем города в 2023 году, президент РФ Владимир Путин анонсировал продление диаметров столичного метро до Тулы и Калуги. И это мы еще от новости про открытие велотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом не отошли. Кроме того, на заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта президент отметил, что модернизация городского транспорта — первостепенная задача государства. Вот, как примерно выглядит развития транспорта в России.

До 2013 года

Современные дети вряд ли вспомнят эту картину. Зима, светлеет поздно, темнеет рано — в общем, сумерки большую часть суток. Ты стоишь с мамой, укутанный в пуховик, шарф, шапку — вы ждете маршрутку. Она приезжает переполненная, душная, тесная. Вы заталкиваетесь в нее, как кильки в банку. Если повезет, садитесь, но, вообще-то, даже стоя сложно упасть в такой давке. Одним словом, маршрутка.

В 2013 году понятие «маршрутное такси» юридически перестало существовать. Дело в том, что эти самые маршрутные такси с 1990-х годов принадлежали крупным предпринимателям. Оплата в них происходила по определенным тарифам, но только наличными — никакие проездные, «Тройки» и льготы не работали. С точки зрения качества и безопасности перевозки пассажиров к маршруткам было много вопросов и даже претензий. В 2018-м ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которым 47% респондентов со всей России посчитали маршрутное такси самым опасным транспортом. Главной причиной опасений были аварии по вине водителя.

«Правила жизни»

Эти опасения не беспочвенны. Среди минусов частных маршруток отсутствие лицензии у водителя, неисправность микроавтобуса, отсутствие места для пассажиров с детской коляской и маломобильных граждан и частое несоблюдение водителями ПДД. Кроме того, в маршрутках было тесно, люди часто стояли во время поездки, а поручней предусмотрено не было, что тоже небезопасно. Например, в 2012 году жители Твери делились своими историями беспредела в маршрутках, среди которых не только аварии, но и другие происшествия. Один водитель не закрывал двери транспорта летом, объясняя это жарой. Он же рванул с места, когда девушка стояла на ступенях микроавтобуса, из-за чего она выпала из маршрутки. К сожалению, это не редкие случайности, а вполне постоянная история.

Не говоря уже о том, что трудовое законодательство также нередко игнорировалось владельцами маршрутного такси.

В общем-то, этот вид транспорта не устраивал не только пассажиров, но и государство, поскольку никак не вкладывался в развитие городской инфраструктуры и не использовал единую систему оплаты проезда, которая гарантирует страховку пассажирам и спонсирует развитие городского транспорта. Наконец, власти серьезно взялись за реформу общественного транспорта и создание единой системы, которая органично встраивается в городскую инфраструктуру.

В Москве или в России?

Одна из актуальных проблем: Москва — это не Россия. Это касается в том числе развития общественного транспорта. В то время как в столице открывают десяток новых станций метро, в Туле до сих пор ездят старенькие трамваи с жестяными лавочками. По данным Росстата за 2021 год, общественным транспортом в городах России пользуются только 42%.

Развитие общественного транспорта в Москве действительно происходит стремительно и качественно. К сожалению, пока трудно сказать то же самое про все города России, однако к этому власти стремятся.

С 2020 года центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования SIMETRA публикует рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. Это научное исследование, проведенное совместно с экспертами Ассоциации транспортных инженеров и администрациями российских городов на основе открытых данных и данных геопространственного анализа. В 2022-м был представлен третий такой рейтинг. Всего в него вошло 82 города и Москва с Санкт-Петербургом отдельно, поскольку мегаполисы существенно отличаются от остальных населенных пунктов. Исследование оценивает физическую и ценовую доступность общественного транспорта, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, а также безопасность и устойчивость развития.

«Правила жизни»

В первой пятерке рейтинга оказались Пермь, Новокузнецк, Екатеринбург, Казань и Ижевск. Примечательно, что метрополитен есть лишь в одном из перечисленных городов. Авторы исследования объясняют, что Пермь и Новокузнецк лидируют с минимальным отрывом, поскольку именно там были проведены комплексные реформы в последние пару лет.

В то же время в Красноярске был обновлен парк подвижного состава городского электротранспорта и развилась сеть троллейбуса. Это помогло ему опередить Волгоград в рейтинге. Кемерово также провело транспортную реформу, обновив подвижной состав автобусного парка, а потому заслуженно продвинулось вверх по сравнению с рейтингом 2021 года.

При этом собственным метрополитеном могут похвастаться семь городов России: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и Новосибирск. Отдельно стоит выделить Волгоград: там еще с 1984 года работает «Метротрам» — скоростной трамвай с элементами метрополитена, то есть с рядом подземных станций. В 2011-м был открыт новый участок его маршрута — длина всего пути стала составлять 17,3 км.

Москва похорошела

По данным «Ведомостей», в 2022 году 64% респондентов, среди которых только жители столицы, пользуются общественным транспортом. Москва действительно более, чем другие российские города, улучшила свою транспортную систему. Причем иначе как «система» это и не назовешь: в единой связке работают автобусы, электробусы, трамваи, метрополитен, МЦК, МЦД, аэроэкспрессы и даже велосипеды, электровелосипеды и электросамокаты.

В 2013 году в Москве запустили сервис городского велопроката, а совсем недавно систему обновили: теперь горожанам доступны на выбор обыкновенные и электрические велосипеды. В 2018-м появился прокат электрических самокатов, которые как вид транспорта вызывают множество вопросов и дискуссий. На некоторых улицах столицы даже появились дорожные знаки, запрещающие движение электросамокатов.

В том же 2013-м Москва увидела «Тройку» — пополняемую карту для оплаты проезда на всех видах транспорта. По словам заместителя главы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алины Бисембаевой, уже в 2017-м по ней совершалось 80% всех проходов в московском транспорте. Это здорово, потому что экономит бумагу (раньше пассажиры покупали бумажные билетики), а также повышает безопасность поездки и снижает нагрузку на водителей, которые больше не продают проездные билеты.

Сейчас оплатить проезд «Тройкой» можно не только в столице, но и в Суздале, Муроме, Туле, Воронеже, Нижнем Новгороде, Новосибирске и многих других городах — всего более 30 населенных пунктов.

На самом деле еще раньше, чем столичная «Тройка», в 2011 году, в Петербурге появилась пополняемая карта «Подорожник». А в 2017-м была выпущена карта, объединяющая «Тройку» и «Подорожник», — для тех, кто часто бывает в обоих городах.

В начале 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем телеграм-канале, что «все турникеты в метро и на МЦК теперь могут принимать оплату проезда банковской картой». Это, конечно, дороже, чем платить «Тройкой», однако очень выручает в случае, если вы в Москве проездом и не хотите покупать «Тройку» ради пары поездок или если вы торопились и забыли «Тройку» дома. Оплатить проезд банковской картой можно также в Красноярске, Уфе, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История одной вещи: игральные карты, которые запрещали, монополизировали и превращали в искусство История одной вещи: игральные карты, которые запрещали, монополизировали и превращали в искусство

Карты — глубоко пустивший корни элемент культурного кода

Правила жизни
Художник Дмитрий Кавка — о свободе, недоступности и трюках Художник Дмитрий Кавка — о свободе, недоступности и трюках

Художник Дмитрий Кавка — как важно порой отпустить не кого-нибудь, а самого себя

РБК
Питайтесь, как философы! Вот каким был рацион питания Аристотеля: интересные факты Питайтесь, как философы! Вот каким был рацион питания Аристотеля: интересные факты

Западный эксперт попробовал создать точное «меню Аристотеля»

ТехИнсайдер
В древнегреческом Эпидавре нашли руины храма с фонтаном В древнегреческом Эпидавре нашли руины храма с фонтаном

Археологи нашли место, где находилось упоминавшееся Павсанием святилище Асклепия

N+1
Как сделать кухню шикарной, не устраивая в ней ремонт: секреты дизайнеров интерьера Как сделать кухню шикарной, не устраивая в ней ремонт: секреты дизайнеров интерьера

Вот какие идеи для декора кухни стоит взять на вооружение

VOICE
Темное пиво, мертвые кролики и самцы лягушек: как раньше определяли беременность Темное пиво, мертвые кролики и самцы лягушек: как раньше определяли беременность

Как девушки в разные времена узнавали о своем положении?

ТехИнсайдер
Станьте лучшей версией себя! Как улучшить интуицию, согласно науке Станьте лучшей версией себя! Как улучшить интуицию, согласно науке

Интуицию можно "отточить" путем настройки или осознания сигналов вокруг

ТехИнсайдер
Как убрать «фартук» на животе: эти 3 привычки для стройности соблюдает только 1 женщина из 10 Как убрать «фартук» на животе: эти 3 привычки для стройности соблюдает только 1 женщина из 10

Как мягко и бережно скорректировать нижнюю часть живота?

VOICE
Нимфомания и сатириазис: когда любовь к сексу становится патологией? Нимфомания и сатириазис: когда любовь к сексу становится патологией?

Что такое сатириазис и нимфомания и как относятся к этому сексологи сегодня?

Psychologies
«Тайна жизни: Как Розалинд Франклин, Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли структуру ДНК» «Тайна жизни: Как Розалинд Франклин, Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли структуру ДНК»

Противостояние двух подходов к определению молекулярной структуры

N+1
Чем вдохновлялись и как себя разрушали творцы: 7 историй гениев и их психических расстройств Чем вдохновлялись и как себя разрушали творцы: 7 историй гениев и их психических расстройств

Похоже, большой талант неотделим от выраженного личного своеобразия

Psychologies
Как справиться с гиперконтролем: 3 стратегии для отношений с детьми, партнером и коллегами Как справиться с гиперконтролем: 3 стратегии для отношений с детьми, партнером и коллегами

Чем объяснить чрезмерный контроль и ревность по отношению к другим людям?

Psychologies
На Земле катастрофически не хватает песка. Графен — хороший заменитель На Земле катастрофически не хватает песка. Графен — хороший заменитель

Замена графена может не только сэкономить песок, но и сделать бетон прочнее

ТехИнсайдер
Как подключить сушильную машину — сушим белье, не выходя из дома Как подключить сушильную машину — сушим белье, не выходя из дома

Сушильная машина — это второе «чудо» бытовой техники, как её установить?

CHIP
Блокбастер и Маргарита: MAXIM в числе первых посмотрел новую экранизацию Булгакова Блокбастер и Маргарита: MAXIM в числе первых посмотрел новую экранизацию Булгакова

Насколько хорошей получилась экранизация «Мастер и Маргарита» 2024 года

Maxim
Бесстыжий медведь: кто такой Джереми Аллен Уайт и почему за ним стоит следить Бесстыжий медведь: кто такой Джереми Аллен Уайт и почему за ним стоит следить

Джереми Аллен Уайт: исследуем феномен американского актера

Правила жизни
«История переделывает души» «История переделывает души»

Как «Записные книжки» Гинзбург объясняют меняющееся время

Weekend
«Люди хотят участвовать в судьбе шоу»: как меняется иммерсивный театр в России «Люди хотят участвовать в судьбе шоу»: как меняется иммерсивный театр в России

Почему сложно создавать спектакли для детей и чем интересен барон Мюнхгаузен?

Forbes
Красота требует жертв? Как молодая мама умерла после операции по подтяжке ягодиц! Красота требует жертв? Как молодая мама умерла после операции по подтяжке ягодиц!

Может ли пластическая операция закончиться смертью?

ТехИнсайдер
Лариса Луппиан: «Мой служебный роман» Лариса Луппиан: «Мой служебный роман»

Невозможно жить одной лишь семьей, если нет творчества и любви к какому-то делу

Караван историй
Всё есть, а не радует Всё есть, а не радует

Почему в эпоху доступности всего мы перестали получать удовольствие

Лиза
Сказать и не обидеть: 4 важные темы для разговора с партнером о сексе Сказать и не обидеть: 4 важные темы для разговора с партнером о сексе

Если не знаете, как начать разговор о сексе с партнером, используйте эти 4 темы

Psychologies
Слышали о проблемах нейродивергентов? Эксперт рассказал о страхе быть отвергнутым! Слышали о проблемах нейродивергентов? Эксперт рассказал о страхе быть отвергнутым!

Почему нейродивергентные личности подвергаются неоправданному уровню критики

ТехИнсайдер
Давайте без сюрпризов: как найти скрытые недостатки авто с пробегом Давайте без сюрпризов: как найти скрытые недостатки авто с пробегом

На что обратить внимание при тест-драйве, чтобы распознать скрытые неисправности

Maxim
Бизнес-коучи, брачные аферисты и черные риелторы: фильмы и сериалы о мошенниках Бизнес-коучи, брачные аферисты и черные риелторы: фильмы и сериалы о мошенниках

Подборка кино об аферистах и их невообразимых схемах обмана

СНОБ
Как металл превращается в крыло Как металл превращается в крыло

Как алюминиевые сплавы стали основным материалом в авиастроении

Наука и техника
«Не пытайтесь изменить тех, кто не хочет меняться»: как правильно помогать «Не пытайтесь изменить тех, кто не хочет меняться»: как правильно помогать

Всегда ли стоит помогать другим?

Psychologies
Аннелиза Мишель: вся правда о первом в мире задокументированном случае изгнания дьявола Аннелиза Мишель: вся правда о первом в мире задокументированном случае изгнания дьявола

Аннелиза сражалась с демонами большую часть своей жизни

ТехИнсайдер
Владимир Зотов, ГК «Агро-Белогорье»: «Чем больше мы занимаемся социальными проектами, тем лучше у нас дела в агробизнесе» Владимир Зотов, ГК «Агро-Белогорье»: «Чем больше мы занимаемся социальными проектами, тем лучше у нас дела в агробизнесе»

После завершения инвестиционного периода ставка делается на социальную сферу

Агроинвестор
5 захватывающих книг с зимним настроением 5 захватывающих книг с зимним настроением

Книги, которые чутко отражают уникальную зимнюю атмосферу

Maxim
Открыть в приложении