Математика в аграрной практике
Как разработать стратегию цепочек поставок в АПК

Конкуренция за сырьевые рынки, планирование производственных мощностей, доставка товара до клиентов внутри страны и за ее пределами: по уровню сложности планирование цепочек поставок в агропромышленном комплексе похоже на многопользовательскую компьютерную стратегию. Но если в игре у пользователя есть возможность охватить взглядом всю карту, то стратегическое планирование в АПК остается сегментированным: отдельно планируются закупки, отдельно ведется работа с клиентами. Как технологии могут дать аграриям верхнеуровневый взгляд на бизнес, расскажет автор этой статьи.
Стратегическое планирование определяет вектор развития компании, приоритизацию целей и распределение ресурсов для их достижения. В цепочках поставок оно задает оптимальную конфигурацию инфраструктуры и товаропотоков с наименьшими логистическими затратами на горизонте трех-семи лет. Главная задача, которую решает эффективная цепочка поставок, — повышение конкурентоспособности предприятия на рынке.
Гибкость стратегии обеспечивается ее пересмотром, обычно раз в год. Ключевыми факторами коррекции являются оценка уровня рисков, заложенных в стратегии, а также соответствие стратегического планирования внешней среде, в которой работает бизнес, внутренним возможностям компании. При анализе внешней среды оцениваются предложение сырья и спрос на производимую продукцию, актуальные возможности рынка (например, появилось новое экспортное направление), конкуренты и их инфраструктура (например, конкурент построил МЭЗ). Внутренние возможности подразумевают объем продукции, который может обеспечить предприятие, исходя из производственных мощностей, а также собственная инфраструктура (например, появились новые объекты или были законсервированы старые). Оценка всех этих факторов позволяет проверить согласованность стратегии с требованиями среды, ее осуществимость и целесообразность.
В нынешних условиях волатильного рынка ведутся споры о том, целесообразно ли долгосрочное планирование. На практике же его ценность только возрастает, но предъявляется важное требование: должна быть возможность быстрой и частой корректировки планов. Следовательно, требуются инструменты, способные оперативно исследовать большие объемы новых входных данных. А еще лучше заранее просчитывать разные сценарии развития событий и иметь заготовленные варианты решений для каждого из них.

Предпосылки трансформации АПК
Несмотря на то что аграрная отрасль долгое время была одной из самых традиционных индустрий, сейчас многие компании сектора «распробовали» цифровизацию и все чаще обращаются к технологиям с целью оптимизировать работу для достижения более высоких операционных показателей.
Однако если отдельные бизнес-процессы автоматизируются и оптимизируются довольно интенсивно, направление стратегического планирования цепочек поставок долго оставалось закрытым для технологического прогресса. Как правило, долгосрочные планы базировались на экспертизе отдельных специалистов, которые давно работают в отрасли и знают, чем она живет: какие есть тенденции, что важно учитывать при расчетах, где находятся те или иные агрохолдинги и какие у них позиции.
Такой подход, очевидно, устарел, и лучшее тому доказательство — системные проблемы инфраструктуры АПК. Ее значительная часть строилась еще в СССР, зачастую в традиционных для того времени регионах выращивания сельхозкультур, имеет низкую эффективность и не отвечает текущим задачам по обеспечению потребностей внутреннего рынка и наращиванию экспорта. Есть сложности и в логистике: нехватка и высокая стоимость транспорта, а также перестройка маршрутов в связи с санкционными ограничениями.
В каких-то регионах, например Курской или Брянской областях, инфраструктура довольно обширна, но там ощущается явный недостаток сырья, так как, скажем, урожай масличных по большей части теперь собирается на Юге и в Приволжье. Чтобы загрузить мощности, компаниям, которые владеют неудачно расположенной инфраструктурой, приходится конкурировать за сырье в других регионах. Там они априори находятся в более слабой позиции, так как для них сильно дорожает логистика, что делает все производство менее рентабельным.