«Все каждый день приходили с надеждой, что вчера был самый плохой день»: как HeadHunter переживала кризис 2008 года
Отрывок из книги «HeadHunter: успех неизбежен» бывшего генерального директора компании и ныне её президента Михаила Жукова, выпущенной издательством «Альпина Pro».
Повествование ведётся от лица Жукова.
Мировой экономический кризис 2008 года
- 12 ноября 2007 года: Михаил Жуков присоединяется к компании как советник генерального директора.
- 6 февраля 2008 года: Жуков вступает в должность гендиректора.
- Конец апреля 2008 года: Михаил на три недели попадает в больницу с перитонитом.
- Май 2008 года: наблюдая за статистикой продаж, с середины мая мы заметили снижение прихода денег. И дело было не в объеме полученных от клиентов средств, а в отрицательной динамике по сравнению с данными прошлых лет. На графиках было видно, что цифры ведут себя совсем по-другому, чем год назад.
Выйдя из больницы, я начал разговаривать с менеджерами по продажам, и они повторяли реакцию клиентов: «Так, подожди немного. Мы посмотрим, как будут развиваться ближайшие события, и после этого сразу же проведем оплату».
Когда число таких клиентов достигло критического уровня, стало понято, что события начинают развиваться по крайне негативному сценарию. При этом, если говорить про показатели российской макроэкономики, внешних формальных признаков в конце мая еще не было.
У менеджерской команды не было сценариев преодоления кризиса. Все каждый день приходили на работу с надеждой, что вчера был самый плохой день и уже вот-вот все начнет восстанавливаться, и так по кругу.
Составленный буквально на ходу антикризисный план компании выглядел так:
- На 25% сократить доходы топ-менеджмента.
- Урезать часть расходов, оставив только минимальный бюджет, необходимый для поддержания жизни офиса.
- Обнулить все бюджеты, связанные с развитием бизнеса.
- Даже очень скромный на тот момент бюджет на маркетинг полностью заморозить.
С точки зрения технического департамента была полностью прекращена разработка, ИТ-специалисты работали только на поддержку работоспособности платформы.
Но, к сожалению, этих мер было недостаточно, и в конце лета, когда кризис стал бушевать в полную силу, пришлось сокращать сотрудников. Мы решились на это, когда поняли, что через месяц у нас просто не хватит денег на выплату заработной платы, если мы сейчас не уменьшим ФОТ на N денег.