Печать навсегда: 5 бумаг, которые изменили мир
Все важные и известные нам события задокументированы на бумаге. Некоторые из них определили ход истории на несколько веков вперед и изменили жизни миллионов людей по всему миру. В совместном проекте с Canon рассказываем о пяти важных документах, которые повлияли на мир больше, чем что-либо еще.
Великая хартия вольностей — первый известный документ, затрагивающий тему прав и свобод человека
В 1214 году, перед завершением англо-французской войны, английский король Иоанн Безземельный, преемник своего брата Ричарда Львиное Сердце, отвечает на очередную угрозу нападения от Франции и ввязывается в сражение, которое войдет в историю как Битва при Бувине. Она заканчивается разгромным поражением Англии — знать винит короля Иоанна. Ситуацию обостряло то, что для финансирования войны Иоанн собирал деньги со своих подданных, тем самым нарушая традиции и злоупотребляя властью.
Обеспокоенные этим английские бароны решают создать документ, который ограничил бы власть монарха от полной вседозволенности и заставил его учитывать интересы знати и простых людей. Так появилась Великая хартия вольностей — 15 июня 1215 года на лугу Раннимид король Иоанн подписал документ. Она стала мирным договором между короной и знатью.
В ней было 63 статьи с перечислением прав и свобод английской знати, которые распространялись на поколения вперёд. По сути, она зафиксировала права и свободы, которые уже существовали в Англии. Позднее хартия стала основой британского законодательства и наравне с «Биллем о правах» основой законодательства в США.
Библия Гутенберга — первая напечатанная книга
До XV века года все знания фиксировались и передавались через книги, которые переписывались церковными служителями вручную. Стоимость книг была высока, поэтому о массовом распространении книг не могло быть и речи.
В конце 40-х годов IV века Иоганн Гутенберг, тогда еще шлифовщик драгоценных камней, поселяется в немецком Майнце, где изобретает новый способ книгопечатания с помощью «подвижных букв». Он вырезал из металла объёмные буквы, собирал их в строки и с помощью пресса оставлял оттиск на бумаге. У Гутенберга было недостаточно капитала для обслуживания своего изобретения, поэтому ему пришлось взять ссуду у майнцского ростовщика Иоганна Фуста. Но выплатить все проценты у него не получилось — и по решению суда типография со всеми наработками перешла во владения Фуста, а ему досталась другая мастерская, заказы которой нельзя было сравнить с печатью Библии.