«Оттягивать неизбежную катастрофу». Фрагмент из биографии Анастаса Микояна
В издательстве «Молодая гвардия» выходит новая книга из серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) — биография советского политического деятеля Анастаса Микояна авторства Андрея Рубанова. «Сноб» публикует отрывок
Торговля с Гитлером
Итак, подготовка к большой войне велась в СССР начиная с середины 1930-х годов, по нескольким направлениям. В первую очередь — перевооружение армии. Затем — общее укрепление экономики, транспортной системы: строительство железных дорог, обеспечивающих мобильность войск, создание резервов и запасов вооружений, боеприпасов и продовольствия. Наконец, обновление командного состава: те самые «чистки». Опять же, историки оспаривают все цифры репрессий среди командиров РККА. До 40 тысяч вроде бы, но могло быть и больше.
С чистками в рядах армии Сталин, по общему мнению, перестарался, убрал слишком многих. Микоян придерживается того же мнения.
В книге Анастаса Микояна, а также в книгах, ему посвященных, нет никаких упоминаний о том, что СССР собирался первым напасть на Германию. Зато есть другое четкое заявление: Сталин рассчитывал, что война начнется не ранее 1943 года. Цель Сталина была всеми способами оттягивать неизбежную катастрофу. Одним из таких способов стало активное торговое и военно-техническое сотрудничество с гитлеровской Германией. Микоян здесь сыграл ведущую роль.
В январе 1938 года Сталин передвинул его с поста главы Наркомпищепрома на пост народного комиссара внешней торговли. Через год Микоян уже вел переговоры с Карлом Шнурре, сотрудником Экономического управления МИД Германии (между прочим членом НСДАП). Кроме Шнурре, упоминается также начальник Экономического отдела МИД Карл Риттер. С советской стороны, кроме Микояна, в переговорах участвовал торговый представитель СССР в Германии Евгений Бабарин. С Микояном также активно контактировал посол Германии в СССР граф Вернер фон дер Шуленбург.
Девятнадцатого августа 1939 года было подписано торгово-кредитное соглашение на сумму 180 миллионов марок, в феврале 1940 года — новое соглашение, на этот раз — почти на миллиард марок. Всю работу по разработке соглашений и выполнению обязательств курировал Микоян. Германия обязалась поставить в СССР более 500 наименований образцов военной техники, включая танки, самолёты, корабли, а также промышленное оборудование. В обратную сторону поехало советское зерно и нефть: и того и другого — по миллиону тонн.
Отдельных хлопот стоили цветные металлы и каучук. С 1939 года Германию с моря блокировал английский военный флот, все немецкие торговые суда задерживались. Руководство рейха искало обходные пути для закупок остродефицитного сырья, и такой путь был найден: через советскую территорию. По разработанной схеме рейх оплачивал две трети закупаемого олова, кобальта и никеля. СССР, в счёт кредита, добавлял еще треть. Металлы и каучук ввозились в СССР по советским документам, в основном морем через Владивосток, и далее по железной дороге доставлялись в Германию. Разумеется, для английской разведки эта схема не стала секретом, и в 1940 году англичане пытались блокировать тихоокеанский торговый путь. Тогда Микоян предложил перенаправлять суда в хорошо знакомый ему порт Петропавловска-Камчатского. Для этих целей порт стали реконструировать.
В сентябре 1940 года Микоян направил Сталину докладную записку, указал, что в портах Англии, Ирландии, США, Южной Америки задержаны более 50 кораблей с советским грузом, на том основании, что груз предназначен для транзита на территорию Германии.
Советские инженеры и раньше стажировались в Германии. Тот же металлург Иван Тевосян в 1930 году несколько месяцев проработал на заводах Круппа. В 1939 году Тевосян снова поехал туда же — во главе внушительной комиссии специалистов. Их допускали на немецкие военные заводы, показывали новейшую технику. Образцы отправлялись в СССР. Советские военные специалисты получили для изучения немецкие танки, артиллерию, взрывчатые вещества, пять истребителей «Мессершмитт» Ме.109, пять «Мессершмитт» Ме.110, пять легких бомбардировщиков «Дорнье» Do.215. По требованию советской стороны все машины поставлялись в боеготовом состоянии, то есть с вооружением и полным боекомплектом. Далее, от немцев требовались чертежи и вся техническая документация. Вся техника была всесторонне испытана на полигонах, а затем разобрана до винтика.
Курьезный случай произошел с возвращением делегации советских инженеров из Германии: все они отозвались о немецкой военной промышленности с большим уважением, а некоторые и с восхищением, но их обстоятельные доклады только усилили тревогу Сталина относительно будущей неминуемой войны.
Поставки образцов вооружения сочетались с массированными поставками промышленного оборудования: одних только металлорежущих станков из Германии было завезено более 5 тысяч.