На чем основано мнение о том, что человек виновен в большинстве аварий?

Популярная механикаНаука

Откуда взялось публичное клише о человеческом факторе как виновнике аварий

В одном из текстов нашего блога я уже рассказывал о том, как в науке о безопасности на дороге появился концепт “человеческого фактора”, как он из одной отдельной находки, превратился в факт, поскольку был много раз повторен в исследованиях разных стран. В то же время сегодня он критикуется как методологически, так и теоретически.

Автор: Николай Руденко, Центр Исследований науки и технологий

Однако в предыдущем посте я не затрагивал то, как идея «человеческого фактора» стала клише для разработчиков беспилотного транспорта. На чем основываются все эти суждения о том, что человек виновен в 94% всех аварий? 

Человеческий фактор в сфере беспилотных автомобилей

О человеческом факторе говорят многие разработчики беспилотного транспорта. Вот, например, слова разработчика Yandex:

“Во всем мире каждый час погибает 137 людей от ДТП. В среднем, больше миллиона человека погибает в год от различных ДТП. Это очень большое число. [...] БА не просто упростят жизнь человеку, сколько помогут избавиться от человеческого фактора. Алгоритмы нельзя отвлечь, написав им в мессенджер”.

К человеческому фактору апеллирует и руководитель Yandex Self-Driving Group Дмитрий Полищук:

“Машине нужно предсказать, что со всем этим [дорожной ситуацией] случится дальше. И вот здесь человеческий фактор наиболее неопределенный. Если бы все ездили строго по правилам, то предсказывать было бы довольно просто. Но типовая ситуация, когда кому-то нужно повернуть налево, он стоит крайнем правом ряду и в последний момент начинает движение через всю разметку... И все это не подчиняется абсолютно никаким правилам, это просто происходит в ряде случаев”.

Этой схемой интерпретации, конечно, пользуются не только в России. Вот как обосновывает необходимость развития беспилотных технологий автогигант General Motors: “Представьте мир без автомобильных аварий. Наши БА нацелены искоренить ошибку человеческого водителя – главную причину 94% аварий, что приведет к меньшему количеству травм и смертей”. Исполнительный директор Waymo Такедра Мавакана приводит ту же самую статистику и добавляет: “У нас есть возможность инновировать и убрать человека из уравнения, что значит, что вы не полагаетесь на то, чтобы человек был начеку в любой момент. Так что вам не нужна водительская лицензия, вы садитесь в машину, и водитель Waymo безопасно везет вас туда, куда вам надо”.

Но подобный дискурс становится более драматичным, когда речь идет об авариях с человеческими жертвами. Например, после аварии в марте 2018 года, в которой погиб Уолтер Хуан – владелец Tesla Model X, оснащенной функцией Autopilot, представители компании-производителя заявили, что небезопасность Autopilot – ложное впечатление, а “авария могла произойти, только если мистер Хуанг не обращал внимания на дорогу”.

В дискурсе разработчиков беспилотных авто, когда они говорят о технологических авариях и сбоях, действительно доминирует популярное объяснение через “человеческий фактор”. Оно возлагает вину за аварии, ошибки, неэффективность в работе сложных социотехнических систем на человека (пользователя, потребителя, оператора). В этих с виду простых заключениях человек определяется как “слабое звено” социотехнической системы, как «зона моральной деформации», ведущая к сбою системы.

Предлагаю подняться “выше по течению” этого публичного клише и посмотреть, откуда оно взялось.

eb999dade52ccb0d84775e42faba7923.jpg

Исследование причин аварий Национальной администрацией дорожной безопасности США

Многие разработчики напрямую или опосредованно, говоря о человеческом факторе, ссылаются на исследование Национальной администрации дорожной безопасности США (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA), проведенное в 2005-2007 годах. До этого референтным исследованием по данному вопросу было Tri-Level Study, проведенное университетом Блумингтон в штате Индиана в середине 1970-х годов. Но его результаты устарели в силу времени (прошло 30 лет!) и изменений в системе автомобильности за это время.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рецепт ее выпечки Рецепт ее выпечки

«Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет

Quattroruote
Урбанистика Урбанистика

По мере роста городов, мегаполисы будущего представлялись пугающим местом

Esquire
Чжунго, Хуася или Поднебесная: сколько имен у Китая и какое из них правильное Чжунго, Хуася или Поднебесная: сколько имен у Китая и какое из них правильное

Почему у одной страны так много названий

Популярная механика
Не для инвесторов, а для рабочего класса: почему в Китае растёт рынок дешёвых мини-электрокаров Не для инвесторов, а для рабочего класса: почему в Китае растёт рынок дешёвых мини-электрокаров

Пенсионеры, мигранты и малообеспеченные выбирают миниатюрный электротранспорт

VC.RU
Романтика и секс с пользой для планеты Романтика и секс с пользой для планеты

Как не ударить в грязь лицом перед экоактивисткой?

Playboy
AMD или Intel: чьи процессоры лучше AMD или Intel: чьи процессоры лучше

Разбираем самые сильные и слабые стороны процессоров Intel и AMD

CHIP
Бизнес вкрутую: как открыть кафе для завтраков и зарабатывать по 3 млн рублей в месяц Бизнес вкрутую: как открыть кафе для завтраков и зарабатывать по 3 млн рублей в месяц

Основательницы Eggsellent: как проект стал приносить более 3 млн рублей в месяц

Forbes
Фрига как высший смысл Фрига как высший смысл

Кто такие фриганы и зачем они охотятся за просроченными продуктами?

Playboy
Тайный роман, 2 свадьбы, выкидыш, тюрьма: история любви Софи Лорен и Карло Понти Тайный роман, 2 свадьбы, выкидыш, тюрьма: история любви Софи Лорен и Карло Понти

Софи Лорен и Карло Понти прожили в браке более 40 лет, а были вместе еще дольше

Cosmopolitan
ESG: как заработать на ответственном инвестировании ESG: как заработать на ответственном инвестировании

Как не поддаться моде и научиться инвестировать в хорошие компании?

Forbes
Константин Хабенский – о «Чемпионе мира», театре и возрасте Константин Хабенский – о «Чемпионе мира», театре и возрасте

Константин Хабенский о «Чемпионе мира», шахматах и неудачных проектах

GQ
Топ самых лучших новогодних и рождественских фильмов на все времена Топ самых лучших новогодних и рождественских фильмов на все времена

Небольшой список самых популярных новогодних фильмов и мультфильмов

Популярная механика
Почему мы выбираем отношения, в которых страдаем? Почему мы выбираем отношения, в которых страдаем?

Почему же раз за разом мы попадаем в отношения, в которых нам делают больно

Psychologies
Человек-Паук, Халк и другие: кого из супергероев ждет здоровая старость Человек-Паук, Халк и другие: кого из супергероев ждет здоровая старость

Как образ жизни супергероев скажется на их жизни в будущем?

Psychologies
Даже если во всей технике будут одинаковые зарядки, бардак останется: почему «единый стандарт» USB-С не совсем единый Даже если во всей технике будут одинаковые зарядки, бардак останется: почему «единый стандарт» USB-С не совсем единый

Но даже у одинаковых внешне проводов могут быть разные характеристики

VC.RU
Как питание влияет на кожу и какая косметика поможет от проблем Как питание влияет на кожу и какая косметика поможет от проблем

Какие продукты самые полезные для кожи и что лучше исключить из рациона

РБК
Когда жена — настоящий крокодил: 5 самых странных браков Когда жена — настоящий крокодил: 5 самых странных браков

Любовь зла, полюбишь и...

Playboy
«Мы понимали, что наши интересы в технологиях вызовут скепсис»: зачем производитель майонеза «Слобода» делает аэротакси «Мы понимали, что наши интересы в технологиях вызовут скепсис»: зачем производитель майонеза «Слобода» делает аэротакси

Производитель «Слободы» интересуется альтернативными источниками энергии

VC.RU
Вещи на века Вещи на века

«Дедушкин» пиджак и стоптанные ботинки – апофеоз аристократизма!

Playboy
Что это фонит в постели?! Что это фонит в постели?!

Проверь, так ли твоя квартира хороша для любви и для жизни?

Playboy
Цифровой детокс: когда он становится необходимостью? Цифровой детокс: когда он становится необходимостью?

Почему нам нужно порой отказываться от Интернета?

Psychologies
Почему нельзя учить мальчиков и девочек отдельно: чем это закончилось в СССР Почему нельзя учить мальчиков и девочек отдельно: чем это закончилось в СССР

Раздельное обучение в СССР

Cosmopolitan
Меган Маркл целовалась в губы с красавчиком Кристофером перед встречей с Гарри Меган Маркл целовалась в губы с красавчиком Кристофером перед встречей с Гарри

Меган Маркл до встречи с принцем Гарри снялась в легкомысленной комедии

Cosmopolitan
Игра в имена. Ольга Медведкова: «Ф.И.О.» Игра в имена. Ольга Медведкова: «Ф.И.О.»

Отрывок из книги Ольги Медведковой, которую она посвятила истории своего имени

СНОБ
Как получать удовольствие от неприятных дел? Читаем книгу «Без усилий» Как получать удовольствие от неприятных дел? Читаем книгу «Без усилий»

Зачем мучиться, занимаясь важными делами, если можно ими наслаждаться

РБК
6 неявных признаков друга-нарцисса 6 неявных признаков друга-нарцисса

Многие нарциссы достаточно умны, чтобы хорошо маскироваться

Psychologies
Как сэкономить на платных трассах: советы по выбору транспондера Как сэкономить на платных трассах: советы по выбору транспондера

Транспондер: что это за устройство, как работает и какие виды бывают

РБК
От большой славы до забвения: как с годами менялась Марина Хлебникова От большой славы до забвения: как с годами менялась Марина Хлебникова

Как за последние 20 лет менялась внешность Марины Хлебниковой

Cosmopolitan
Фабрика грез с вашим личным участием Фабрика грез с вашим личным участием

Тимофей Кулябин о том, в кого он стреляет

Weekend
История пузырьков на упаковочной пленке История пузырьков на упаковочной пленке

Долгая история лопающегося полиэтилена

Esquire
Открыть в приложении