На чем основано мнение о том, что человек виновен в большинстве аварий?

Популярная механикаНаука

Откуда взялось публичное клише о человеческом факторе как виновнике аварий

В одном из текстов нашего блога я уже рассказывал о том, как в науке о безопасности на дороге появился концепт “человеческого фактора”, как он из одной отдельной находки, превратился в факт, поскольку был много раз повторен в исследованиях разных стран. В то же время сегодня он критикуется как методологически, так и теоретически.

Автор: Николай Руденко, Центр Исследований науки и технологий

Однако в предыдущем посте я не затрагивал то, как идея «человеческого фактора» стала клише для разработчиков беспилотного транспорта. На чем основываются все эти суждения о том, что человек виновен в 94% всех аварий? 

Человеческий фактор в сфере беспилотных автомобилей

О человеческом факторе говорят многие разработчики беспилотного транспорта. Вот, например, слова разработчика Yandex:

“Во всем мире каждый час погибает 137 людей от ДТП. В среднем, больше миллиона человека погибает в год от различных ДТП. Это очень большое число. [...] БА не просто упростят жизнь человеку, сколько помогут избавиться от человеческого фактора. Алгоритмы нельзя отвлечь, написав им в мессенджер”.

К человеческому фактору апеллирует и руководитель Yandex Self-Driving Group Дмитрий Полищук:

“Машине нужно предсказать, что со всем этим [дорожной ситуацией] случится дальше. И вот здесь человеческий фактор наиболее неопределенный. Если бы все ездили строго по правилам, то предсказывать было бы довольно просто. Но типовая ситуация, когда кому-то нужно повернуть налево, он стоит крайнем правом ряду и в последний момент начинает движение через всю разметку... И все это не подчиняется абсолютно никаким правилам, это просто происходит в ряде случаев”.

Этой схемой интерпретации, конечно, пользуются не только в России. Вот как обосновывает необходимость развития беспилотных технологий автогигант General Motors: “Представьте мир без автомобильных аварий. Наши БА нацелены искоренить ошибку человеческого водителя – главную причину 94% аварий, что приведет к меньшему количеству травм и смертей”. Исполнительный директор Waymo Такедра Мавакана приводит ту же самую статистику и добавляет: “У нас есть возможность инновировать и убрать человека из уравнения, что значит, что вы не полагаетесь на то, чтобы человек был начеку в любой момент. Так что вам не нужна водительская лицензия, вы садитесь в машину, и водитель Waymo безопасно везет вас туда, куда вам надо”.

Но подобный дискурс становится более драматичным, когда речь идет об авариях с человеческими жертвами. Например, после аварии в марте 2018 года, в которой погиб Уолтер Хуан – владелец Tesla Model X, оснащенной функцией Autopilot, представители компании-производителя заявили, что небезопасность Autopilot – ложное впечатление, а “авария могла произойти, только если мистер Хуанг не обращал внимания на дорогу”.

В дискурсе разработчиков беспилотных авто, когда они говорят о технологических авариях и сбоях, действительно доминирует популярное объяснение через “человеческий фактор”. Оно возлагает вину за аварии, ошибки, неэффективность в работе сложных социотехнических систем на человека (пользователя, потребителя, оператора). В этих с виду простых заключениях человек определяется как “слабое звено” социотехнической системы, как «зона моральной деформации», ведущая к сбою системы.

Предлагаю подняться “выше по течению” этого публичного клише и посмотреть, откуда оно взялось.

eb999dade52ccb0d84775e42faba7923.jpg

Исследование причин аварий Национальной администрацией дорожной безопасности США

Многие разработчики напрямую или опосредованно, говоря о человеческом факторе, ссылаются на исследование Национальной администрации дорожной безопасности США (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA), проведенное в 2005-2007 годах. До этого референтным исследованием по данному вопросу было Tri-Level Study, проведенное университетом Блумингтон в штате Индиана в середине 1970-х годов. Но его результаты устарели в силу времени (прошло 30 лет!) и изменений в системе автомобильности за это время.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Диана Арбенина: «Семья — это наше равновесие» Диана Арбенина: «Семья — это наше равновесие»

Диана Арбенина — о качествах настоящего профессионала и главной асане в жизни

Yoga Journal
Три гастросета Владимира Мухина, которые точно стоит попробовать Три гастросета Владимира Мухина, которые точно стоит попробовать

В данный момент чередуются три дегустационных сета

GQ
Жизнь на полной мощности Жизнь на полной мощности

Управление энергией – ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью

kiozk originals
10 археологических открытий, сделанных с помощью сканера 10 археологических открытий, сделанных с помощью сканера

Что общего у археологии с медицинской диагностикой? Методы сканирования

Популярная механика
Газ монооксида иттрия сизифово охладили до одного микрокельвина Газ монооксида иттрия сизифово охладили до одного микрокельвина

Физики охладили монооксид иттрия до одного микрокельвина

N+1
Серебряный дом: как девелоперы реагируют на демографические тренды Серебряный дом: как девелоперы реагируют на демографические тренды

Глобальный тренд в сторону «серебряной экономики» становится заметен и в России

Forbes
«Мне нужны были приключения»: серийный обманщик Джозеф Уэйл занимался мошенничеством 70 лет и 40 раз сидел в тюрьме «Мне нужны были приключения»: серийный обманщик Джозеф Уэйл занимался мошенничеством 70 лет и 40 раз сидел в тюрьме

Джозеф Уэйл сыграл «столько ролей, сколько среднему актёру и не снилось»

VC.RU
Искусство оздоровления — как найти путь к себе, отдыхая в Марокко Искусство оздоровления — как найти путь к себе, отдыхая в Марокко

С чего стоит начать путь к себе и как сделать это красиво?

Esquire
Что такое сход-развал и когда его делать. Памятка для водителей Что такое сход-развал и когда его делать. Памятка для водителей

Разбираемся, что такое развал-схождение и можно ли сделать его самостоятельно

РБК
Курс на Сахалин Курс на Сахалин

Впервые стартовала чартерная программа по направлению Москва – Южно-Сахалинск

Отдых в России
Портрет новой российской науки: Майя Каленова — химик-технолог, которая плавит радиоактивный металл Портрет новой российской науки: Майя Каленова — химик-технолог, которая плавит радиоактивный металл

Химик-технолог Майя Каленова: будущее за атомной энергетикой

Esquire
В поисках прекрасного В поисках прекрасного

Сколько исторических украшений хранится в архиве ювелирного дома Bvlgari?

Grazia
Преступления лондонского расчленителя кошек приписали лисицам-падальщицам Преступления лондонского расчленителя кошек приписали лисицам-падальщицам

Ученые выяснили, кто стоит за волной расчленений кошек, охватившей Лондон

N+1
Могло быть иначе? Могло быть иначе?

Татьяна Филева — математик, пилот и руководитель авиакомпании

GQ
Войны, драки и теракты: пять самых скандальных поводов для рекламы Войны, драки и теракты: пять самых скандальных поводов для рекламы

Реклама: дерзкая, провокационная — и далеко не всегда этичная

Playboy
«Русская акция» в Чехословакии «Русская акция» в Чехословакии

Как жилось в самой Чехословакии русским эмигрантам

Дилетант
Выше на голову: почему взрослые недооценивают детей и почему дети гораздо умнее взрослых Выше на голову: почему взрослые недооценивают детей и почему дети гораздо умнее взрослых

Как устроен детский мозг и почему дети — это моральные ревизионисты

Esquire
От железного фаллоса до шествия в гробах: 12 самых диких праздников мира От железного фаллоса до шествия в гробах: 12 самых диких праздников мира

Приготовься к культурному шоку, мы подобрали топ самых безумных праздников мира

Playboy
Как стать богатым и счастливым: рецепт от основателя «Вымпелком» Дмитрия Зимина Как стать богатым и счастливым: рецепт от основателя «Вымпелком» Дмитрия Зимина

Как Зимин создавал «Вымпелком»

Forbes
Би Сатонгун: «Уделяйте внимание вкусу блюда, а не красивой картинке» Би Сатонгун: «Уделяйте внимание вкусу блюда, а не красивой картинке»

Би Сатонгун прилетела в Сильваплану для участия в St.Moritz Gourmet Festival

Bones
Не морковкой единой Не морковкой единой

6 витаминов, которые помогут поддержать и улучшить зрение

Лиза
Знаки судьбы Знаки судьбы

Вещие сны и предчувствия – как научиться видеть и понимать эти сигналы?

Лиза
Ком в горле: что это и насколько опасно Ком в горле: что это и насколько опасно

Ком в горле может быть симптомом серьезного заболевания

РБК
Считаем заново Считаем заново

Как планировать семейный бюджет в условиях нестабильности

Лиза
В путешествие с ребенком: как не испортить себе отдых В путешествие с ребенком: как не испортить себе отдых

Время отпусков и путешествий. Встает вопрос: как быть с ребенком?

Psychologies
Неизвестные гоночные мотоциклы 1990-х Неизвестные гоночные мотоциклы 1990-х

Кастомные частные мотоциклы в мотогонках Гран-При 1990-х

Популярная механика
«Мой ребенок боится ошибиться»: что делать «Мой ребенок боится ошибиться»: что делать

Откуда у детей берется глубокая неуверенность в себе?

Psychologies
Миллион на любимом деле: как я в декрете и без образования создала бизнес Миллион на любимом деле: как я в декрете и без образования создала бизнес

Иногда хобби можно превратить в прибыльный бизнес

Cosmopolitan
ESG: как заработать на ответственном инвестировании ESG: как заработать на ответственном инвестировании

Как не поддаться моде и научиться инвестировать в хорошие компании?

Forbes
10 лучших книг по психологии по мнению эксперта 10 лучших книг по психологии по мнению эксперта

Эти книги помогут вам разобраться в устройстве психики и понять свои эмоции

РБК
Открыть в приложении