Сергей Дягилев называл себя бездарностью и шаралатаном

СНОБКультура

«Он умел заставить плясать даже камни». Как Сергей Дягилев покорил Европу русским искусством

Авторы: Семен Аксенов, Никита Дешевых

ss.jpg
Иллюстрация: Дарья Орлова

Он называл себя бездарностью и шарлатаном. Ненавидел писать, но создал знаменитый журнал о литературе. Не умел петь, но открыл миру нескольких гениальных композиторов. Не умел рисовать, но устраивал великолепные художественные выставки. Он перевернул мир балета, а его русские сезоны повлияли на европейскую моду больше, чем любое другое искусство. Он имел непомерное эго и говорил о себе так: «Я ничего не делаю, но я незаменим». Его звали Сергей Павлович Дягилев. Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву Д — об одном из основателей группы «Мир искусства», организаторе «Русских сезонов» в Париже, театральном и художественном деятеле Сергее Дягилеве

Напутствие Толстого и первая выставка

Когда Дягилеву было три года, его отец повторно женился, и мачеха заменила Сергею мать. Она-то и привила ему любовь к музыке. В их доме, сначала в Петербурге, а после в Перми, куда Дягилевы вынуждены были перебраться из-за стесненного финансового положения, регулярно устраивали музыкальные вечера, ставили оперы и пьесы. На этих вечерах иногда пела сестра мачехи Александра Панаева-Карцева, прославленная певица, часто выступавшая во Франции и Италии. Она была замужем за племянником Петра Ильича Чайковского, который часто гостил в доме Дягилевых и которого в семье звали просто «дядя Петя». Аккомпанировал певице обычно Модест Мусоргский.

Как и многие молодые люди его положения, Сергей получил классическое образование. Учебу он обожал, но больше за студенческий дух, чем за полученные знания. Работать по специальности Дягилев не собирался, а университет использовал, чтобы завязать знакомства, осмотреться и выбрать дорогу в жизни; тогда это было в порядке вещей. 

Как-то раз в январе 1892 года Дягилев прочел в газете, что недавно на одной из московских театральных премьер побывал Лев Толстой, не посещавший театров 20 лет. Дягилев тут же загорелся идеей повстречаться с писателем и вместе с двоюродным братом Дмитрием Философовым стал строить планы, как это осуществить. В итоге они наудачу приехали к Толстому якобы для того, чтобы лично передать тому пожертвования на благотворительность, которой тот активно занимался. Для этого, правда, пришлось использовать деньги, выделенные Философову родителями на еду. К большому удивлению кузенов, Толстой принял их. В письме Дягилева к мачехе есть такие строки об их беседе:

Т. Ну а каких вы факультетов, курсов?

Я. Мы вместе на втором курсе юридического факультета.

Т. Ну, значит, ничего не делаете?

(При этих словах мы улыбнулись, и я ответил):

Я. Да, в сущности, это правда.

Т. Да это и отлично.

Вдохновленный таким напутствием, Дягилев в 1896 году окончил юрфак Санкт-Петербургского императорского университета, положил диплом на дальнюю полку и уже через полгода организовал первую выставку картин современных скандинавских мастеров. Главное место в экспозиции было отведено шведскому живописцу и графику Андерсу Цорну и норвежскому художнику-пейзажисту Фрицу Таулову. Существовало мнение, что скандинавы, как представители «северных народов», близки по менталитету к русским, потому выставка вызвала у публики  живой интерес. 

Поиск меценатов и «Мир искусства»

Выставка — дело затратное и совершенно неприбыльное. А у Дягилева, вчерашнего студента, денег, конечно, не было. Он вообще о себе тогда говорил так:

«Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармёр, в-третьих, нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, я, кажется, нашел мое настоящее назначение — меценатство. Все данные, кроме денег, но это придет».

Но, пользуясь университетскими знакомствами и природным обаянием, Дягилев находит покровителей, среди которых был великий князь Владимир Александрович. За первой выставкой следуют другие, и после особенно удачной русско-финской 1898 года у университетских приятелей Дягилева, Бенуа и Философова возникает идея создать на основе объединения художников новый журнал, который получил название «Мир искусства». Спонсорами проекта стали знаменитые меценаты — княгиня Мария Тенишева и Савва Мамонтов.

К этому времени в России подросло поколение художников, которые равно не разделяли взгляды двух главенствующих течений — академизма и передвижников. И те, и другие казались молодежи закосневшими консерваторами. В первом номере журнала Дягилев написал что-то вроде манифеста, в котором критично отзывался об упорном нежелании представителей этих течений принимать новое.

«Борьба утилитаристов (т. е. передвижников. — Прим. ред.) с поклонниками искусства для искусства (академистов. — Прим. ред.) — эта старинная перебранка — могла бы уж давно затихнуть, а между тем она тлеет и до наших дней. Хотя коренной вопрос об отношении этики к эстетике и существовал вечно, но узкоутилитарная тенденциозность в искусстве — выдумка людей XIX века, а со своими дурными привычками трудно расстаться».

Первое время приходилось постоянно отражать нападки «утилитаристов» и академистов. И ситуации нисколько не помогали колкие ответы, которые печатали в журнале.

«Несчастной Англии грозят выставки картин русских художников Ю. Клевера и В. Верещагина. Как предохранить русское искусство и английскую публику от такого неприятного сюрприза?»

Каждый выпуск немедленно провоцировал скандалы. Дягилев, несомненно, знал толк в эпатаже и понимал, как работает пиар. «Мир искусства» пользовался невероятным успехом, став выразителями всего самого передового и модного в Петербурге. В журнале публиковали статьи и картины ведущие молодые мастера: Врубель, Серов, Левитан, Васнецов, Мережковский.

Впрочем, о каком-либо финансовом успехе говорить было сложно. В 1896 году у Мамонтова начались проблемы с бизнесом и он стал урезать расходы, а княгиня Тенишева отказалась участвовать в проекте из-за скандальной атмосферы вокруг журнала. По той же причине трудно было найти новых спонсоров. Неожиданно ситуацию спас царь Николай II. Один из самых ярких художников объединения Серов как раз писал знаменитый портрет императора, и, пока тот позировал, они беседовали на самые разные темы. Серов рассказал в том числе и о проблемах в журнале и добавил:

— Я в финансах ничего не понимаю.

— И я тоже, — ответил Николай II.

Царь, который, как оказалось, был читателем «Мира искусства», решил поддержать журнал, и Дягилеву оставалось только подать прошение. С такой поддержкой тут же пришли новые спонсоры, и дела пошли на лад.

При этом, что удивительно, состоя на должности главного редактора и регулярно публикуя собственные статьи, Дягилев не любил ни читать, ни писать. Он даже просил своего кузена Философова пересказывать ему интересные статьи, а необходимость написать даже простое письмо нагоняла на него тоску. И стремительное распространение телефона по столице Дягилев считал едва ли не самым большим счастьем.

Первая революция в России и первая выставка в Париже

Разумеется, было бы недальновидно ограничивать столь блестящее собрание мастеров рамками журнала. Дягилев готовит и организует серию выставок, которым неизменно сопутствует успех. При этом, кажется, никакая внешняя сила не может ему помешать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Загадки исчезнувшей цивилизации Загадки исчезнувшей цивилизации

800 лет назад на месте современного Татарстана располагалась Волжская Булгария

Дилетант
Амосова Амосова

Коллекционер Анна Амосова показывает, как сделать арт плюс фэшн в интерьере

Собака.ru
Создатель морских мин рассказал, почему ему не стыдно за своё изобретение Создатель морских мин рассказал, почему ему не стыдно за своё изобретение

Роберт Фултон — создатель подводной войны

ТехИнсайдер
Найти под елкой Найти под елкой

Подарки – одна из главных радостей Нового года

Лиза
Кто и где придумал футбол? История популярнейшей игры Кто и где придумал футбол? История популярнейшей игры

Кому мы благодарны за появление игры, за которой следят миллионы!

ТехИнсайдер
Стоит ли мужчинам пить грудное молоко женщин? Вы захотите это узнать! Стоит ли мужчинам пить грудное молоко женщин? Вы захотите это узнать!

Что же нужно знать тем, кто хочет попробовать в зрелом возрасте молоко женщины?

ТехИнсайдер
6 удивительных способов улучшить здоровье сердца: что говорят кардиологи 6 удивительных способов улучшить здоровье сердца: что говорят кардиологи

Как уберечь себя и свое сердце с помощью простых привычек

ТехИнсайдер
Удивительный Удивительный

Часто "фрики" — оказываются вполне себе джентльменами

ТехИнсайдер
От любви до ненависти: 7 шагов, чтобы сохранить отношения — научные факты От любви до ненависти: 7 шагов, чтобы сохранить отношения — научные факты

Почему наши чувства столь неоднозначны? Как обуздать раздражение?

Psychologies
Правила бани Правила бани

Как сделать процесс парения в бане еще более полезным и приятным

Новый очаг
484 сантиметра на двоих: трагическая история любви самой высокой пары в мире 484 сантиметра на двоих: трагическая история любви самой высокой пары в мире

Как считаете, какого живется людям, чей рост составляет почти 2,5 метра?

ТехИнсайдер
Светлый образ Светлый образ

Преображение классической квартиры в модное и светлое пространство

SALON-Interior
Немного от мартышки, немного от шимпанзе: ученые объяснили, почему человек воюет Немного от мартышки, немного от шимпанзе: ученые объяснили, почему человек воюет

Что с нами не так, почему мы развязываем кровавые войны?

Psychologies
Коротко: почему банки США закрывают отделения с банковскими ячейками Коротко: почему банки США закрывают отделения с банковскими ячейками

Почему банки с ячейками иногда работают в убыток?

VC.RU
Истина — в спорах Истина — в спорах

Что делать, когда руководителей двое?

Bones
Улыбаемся и машем Улыбаемся и машем

Перед вами сборник рецептов хорошего настроения со всего мира

Men Today
Внимание на себя: как технологии помогают заботиться о здоровье в пременопаузе Внимание на себя: как технологии помогают заботиться о здоровье в пременопаузе

Что нужно знать о репродуктивных технологиях для женщин после 40 лет

Forbes
3 неудачных сценария знакомства, которые ты, скорее всего повторяешь раз за разом, и способы их избежать 3 неудачных сценария знакомства, которые ты, скорее всего повторяешь раз за разом, и способы их избежать

Часто, выстраивая отношения, мы бессознательно следуем привычным сценариям

Maxim
Убийства в «проклятом треугольнике»: история маньяка-черноколготочника Юрия Цюмана Убийства в «проклятом треугольнике»: история маньяка-черноколготочника Юрия Цюмана

Юрий Цюман: советский серийный убийца и насильник из Таганрога

VOICE
Швейцарские ученые: слишком сильная мотивация мешает принимать рациональные решения Швейцарские ученые: слишком сильная мотивация мешает принимать рациональные решения

Точное влияние мотивации на мозг до сих пор неизвестно

Inc.
Тут главное – не переборщить Тут главное – не переборщить

9 полезных советов, как подготовиться к застолью

Лиза
Андрей Деллос Андрей Деллос

Как сделать дворец уютным и нужно ли прививать москвичам привычку есть в музеях

Правила жизни
«Электронная почта» нашего мозга: что нужно знать о памяти «Электронная почта» нашего мозга: что нужно знать о памяти

Что такое память, как она формируется и как научить ее работать на себя?

Psychologies
Все песни только про зайцев: краткий путеводитель по кроликам и зайцам в культуре Все песни только про зайцев: краткий путеводитель по кроликам и зайцам в культуре

Как Кролик представлен в мировой культуре?

Правила жизни
Назад в прошлое: как (не) надо анализировать детство Назад в прошлое: как (не) надо анализировать детство

Когда стоит копаться в прошлом, а когда — начать двигаться дальше?

Psychologies
Анализы для вегетарианцев Анализы для вегетарианцев

Как не навредить себе, перейдя на вегетарианство?

Лиза
10 серий за 1 день: что такое бинжвотчинг и почему он может быть опасен 10 серий за 1 день: что такое бинжвотчинг и почему он может быть опасен

В чем суть бинжвотчинга и как он сказывается на нашем ментальном здоровье?

Psychologies
Как снимали сериал «Офис». Отрывок из книги Энди Грин Как снимали сериал «Офис». Отрывок из книги Энди Грин

Отрывок из книги «Офис. Нерассказанная история величайшего ситкома 2000-х»

СНОБ
Даже не говори Даже не говори

Анастасия Красовская рассказала о съемках обнаженной и языке кино

Grazia
Бесшумен и смертоносен: рассказываем, как устроен глушитель Бесшумен и смертоносен: рассказываем, как устроен глушитель

Как работает «бесшумное» огнестрельное оружие?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении