Олег Нестеров о советской киномузыке и свободе, рождающейся из ограничений

РБКРепортаж

Олег Нестеров — о шведском столе контента, влюбленности и Альфреде Шнитке

Мы встретились с лидером группы «Мегаполис», музыкантом Олегом Нестеровым, чтобы поговорить о советской киномузыке, свободе, рождающейся из ограничений, и табуретке на трех ножках

756394095016498.jpg

Что такое свобода, где ее искать, бывают ли у нее степени и производные — вопрос, которым искусство в разных своих видах и проявлениях не задаваться не может. Новый проект Олега Нестерова так и называется — «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР» — и будет исследовать феномен советской киномузыки. История эта — мультиплатформенная и междисциплинарная. Первым ее героем стал композитор Альфред Шнитке, в сочинениях которого время соединяется с музыкой, а музыка с кино не только впрямую, но и метафорически. Изучить, как именно, можно сразу несколькими путями. «Три степени свободы» — это полномасштабная диджитал-платформа, собравшая десятки и сотни фонограмм и архивных материалов, книга, в которой Шнитке предстает не только музыкантом, но философом, музыкальный сборник и серия выставок-концертов с настоящим оркестром громкоговорителей. Иными словами, новый проект Олега Нестерова — смысловое продолжение его же «Из жизни планет», исследовавшей оттепельные годы. «Три степени свободы», помимо прочего, исследует и феномен зрительской вовлеченности, запуская краудфандинговую кампанию для будущего выпуска виниловой пластинки. «Мои дорогие», — обращается в ней к своим читателям, зрителям и слушателям Олег Нестеров, зная, что обнять друг друга можно и словом, и делом. Мы поговорили с музыкантом о стремлении добраться до самой сути, спасении Атлантиды под названием советская киномузыка, а также влюбленности, которая по-прежнему лучший рецепт для того, чтобы попробовать понять этот мир и свое место в нем.

Почему Альфред Шнитке стал первым героем вашего проекта?

Шнитке, действительно, первый герой в списке, и первый он не потому, что последний по алфавиту или по каким-то еще вопросам. Для проекта «Три степени свободы» он абсолютно показательный, эталонный герой. За эти шесть лет проект формировался, сам себя искал, говорил мне, какой он. Знаете, как когда писатель пишет текст, к 60-й странице тот начинает диктовать ему свои правила и интонацию. Начинал я, скажу честно, не со Шнитке. О нем думал как о ближайшей перспективе, постепенно начал расслушивать музыку из всего массива, который он написал. И, погружаясь в тему, понял, что Шнитке должен быть героем номер один. Во многом благодаря именно ему проект так называется, таким образом оформлен и у него очерчены подобные границы: с одной стороны, это феномен советской киномузыки, не раскрытый, не разгаданный, который может уйти в пучину, как Атлантида, а с другой, все это, конечно же, про свободу. Я говорю про свободу художника, который не благодаря, а вопреки — ограничениям, запретам — вдруг обретает большую свободу и делает великие вещи. Это тема вечная, эти две составляющие в проекте очень важны.

Проект исследует обе стороны?

Одна — исследование этой Атлантиды, киномузыки, отделение ее от кадра и соединение с вечностью, другая — исследование пути художника.

Кстати, художник — это кто? Кто может им быть и стать?

Художник, как известно, любой человек любой профессии, который творчески решает поставленную задачу. И исследование опыта Шнитке, мне кажется, многим послужит вдохновляющим примером. А вообще этот процесс я остановить не могу. Волшебные фильтры и магическая решетка, через которую я сейчас смотрю на мир и говорю о нем, называется Альфред Шнитке. (Смеется.)

756394096639934.jpg

Давайте тогда поговорим про фигуру композитора и про то, как вы приступали к работе?

Сам по себе образ композитора я принес с собой из далекой юности, когда Шнитке был у всех на слуху. Это был самый популярный среди непопулярных композиторов, за ним шел такой шлейф, что это композитор, который пишет очень странную музыку, и ее не очень легко слушать. Когда я начал расслушивать его киномузыку, первый хештег, который был мной поставлен, — «король вальса». В какой-то момент я настолько влюбился в его вальсы, что подумал, не сделать ли музыкальную компиляцию из киномузыки Шнитке, целиком посвященную вальсам? Для меня он неожиданно раскрылся именно с этой стороны, как такой проникновенный мелодист, который написал столько яркой музыки. Дальше пошла, конечно, его философия. Я истрепал две книги — беседы Альфреда Шнитке с Ивашкиным. Одна была настолько во всяких закладках, пометках, что с ней уже невозможно было никак работать, я отложил ее в сторону и купил новую, вот до такой степени увлекся. Я приставал ко всем, зачитывал вслух, для меня это стало откровением. Подавляющее большинство написанной им киномузыки не существует в цифровом пространстве, а значит, и в современном мире. Работая как муравей, проползая через всю философию Шнитке, через все этапы его работы с кино, через все, в принципе, этапы его творческого пути, я стал приближаться к его музыке в целом. Я знал, что не вправе делать этот проект, не погрузившись как следует во всю его музыку, не только в киномузыку. Делать это было сложно, потому что академическая его музыка долго меня не пускала.

А потом пустила?

Пустила, когда я сделал либретто для оркестра громкоговорителей. В пространстве на «Ленфильме» соединятся две музыки — академическая и киномузыка, очень много друг другу давшие в жизни Шнитке. Он не случайно сказал: «Моя академическая музыка — продолжение киномузыки, или наоборот». И только тогда она мне вдруг открылась, я вступил на новый континент, и чем дальше, тем становилось интереснее.

Мы начали говорить про путь художника, который в обстоятельствах несвободы нащупал свободу. Это сложный вопрос, потому что, если рассуждать с позиции здравого смысла, любая несвобода ограничивает, но при этом, как показывает история искусства, столько всего рождалось в условиях именно ограничений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова

Владимир Набоков понимал все проблемы, стоящие перед литературой ХХ века

РБК
Когда заканчивается измена? Когда заканчивается измена?

Откуда начинается дорога пары в будущее после измены?

Psychologies
Первопроходец в мире бодибилдинга и обладатель статуса «Мистер Вселенная»: история Микки Харгитея Первопроходец в мире бодибилдинга и обладатель статуса «Мистер Вселенная»: история Микки Харгитея

Как венгр Микки Харгитей бросил вызов американскому доминированию в бодибилдинге

ТехИнсайдер
Объятия, унижения, игнор: как вели себя звезды, увидевшись впервые после развода Объятия, унижения, игнор: как вели себя звезды, увидевшись впервые после развода

Какая она — звездная встреча после развода?

Cosmopolitan
«Дикое» государство: 7 фактов о жизни на Аляске «Дикое» государство: 7 фактов о жизни на Аляске

Вечная мерзлота, действующие вулканы, множество диких животных — все это Аляска

ТехИнсайдер
Зрелище за 3 млн рублей: как устроен сезонный бизнес организаторов фейерверков Зрелище за 3 млн рублей: как устроен сезонный бизнес организаторов фейерверков

Как готовятся к запуску фейерверка и что может пойти не так?

VC.RU
Китайцы всегда говорят «да»: особенности работы с партнерами из Поднебесной Китайцы всегда говорят «да»: особенности работы с партнерами из Поднебесной

Как работать и общаться с китайцами?

Inc.
30 м² 30 м²

Квартира-каюта со встроенной мебелью

AD
Как не мерзнуть в мороз? Как не мерзнуть в мороз?

Одежда с электроподогревом. Что это такое?

Maxim
50 м² 50 м²

Сочинская квартира для сдачи в аренду по дизайну Анастасии Комаровой

AD
Тайный роман, 2 свадьбы, выкидыш, тюрьма: история любви Софи Лорен и Карло Понти Тайный роман, 2 свадьбы, выкидыш, тюрьма: история любви Софи Лорен и Карло Понти

Софи Лорен и Карло Понти прожили в браке более 40 лет, а были вместе еще дольше

Cosmopolitan
Очень плохие девочки: как женские банды сукэбан держали в страхе Японию Очень плохие девочки: как женские банды сукэбан держали в страхе Японию

Кто такие сукэбан, откуда они взялись и почему держали в страхе всю Японию?

Cosmopolitan
30 м² 30 м²

Квартира с видом на Исаакиевский собор по проекту Владимира Березина

AD
«Ведьмак 3» и God of War — во что играют популярные порноактрисы «Ведьмак 3» и God of War — во что играют популярные порноактрисы

Рассказываем, какими играми любят занимать себя эти красавицы в свободное время

Maxim
ТОП-10 лучших книг за 2021 год в жанре фантастика ТОП-10 лучших книг за 2021 год в жанре фантастика

Лучшие книги и произведениях в жанре фэнтези и фантастики

Популярная механика
Круче микроскопа: как отсканировать рельеф молекулы Круче микроскопа: как отсканировать рельеф молекулы

Что модно рассмотреть через атомный силовой микроскоп?

Популярная механика
Неизвестные гоночные мотоциклы 1990-х Неизвестные гоночные мотоциклы 1990-х

Кастомные частные мотоциклы в мотогонках Гран-При 1990-х

Популярная механика
Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику» Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику»

Анастасия Стоцкая — о мюзиклах, рок-операх и хейтерах

Караван историй
Почему нельзя учить мальчиков и девочек отдельно: чем это закончилось в СССР Почему нельзя учить мальчиков и девочек отдельно: чем это закончилось в СССР

Раздельное обучение в СССР

Cosmopolitan
Таёжное проклятие Таёжное проклятие

В начале 1930-х в Кремль стали поступать тревожные сообщения с Дальнего Востока

Дилетант
Блуд, искусство и смерть в Венеции Блуд, искусство и смерть в Венеции

Из чего состоит венецианский миф

Weekend
Реальный мир или «Матрица»: почему ученые до сих пор спорят о том, где мы находимся Реальный мир или «Матрица»: почему ученые до сих пор спорят о том, где мы находимся

Многие физики всерьез обсуждают теорию о том, что наш мир — лишь матрица

ТехИнсайдер
Девятое искусство Девятое искусство

Почему комиксы — это серьезно, рассказывает переводчик Михаил Хачатуров

Seasons of life
60 м² 60 м²

Основатели бюро ToTaste решили оставить в квартире открытую кирпичную кладку

AD
Калькулятор сна: рассчитай, сколько тебе реально нужно спать Калькулятор сна: рассчитай, сколько тебе реально нужно спать

Универсальной нормы сна, подходящей абсолютно всем, нет

Cosmopolitan
Farus Beta: спорткар, который не знал конкурентов Farus Beta: спорткар, который не знал конкурентов

Farus Beta — необычный спорткар из Бразилии

Популярная механика
Топ самых лучших новогодних и рождественских фильмов на все времена Топ самых лучших новогодних и рождественских фильмов на все времена

Небольшой список самых популярных новогодних фильмов и мультфильмов

Популярная механика
Химики получили водород на катоде и аноде одновременно Химики получили водород на катоде и аноде одновременно

Ученые разработали новую систему электролиза

N+1
Как сохранить эмоциональное здоровье при любых обстоятельствах Как сохранить эмоциональное здоровье при любых обстоятельствах

Как жить, когда вокруг неспокойно?

Psychologies
Не заводится автомобиль: причины, их симптомы и решения Не заводится автомобиль: причины, их симптомы и решения

Что надо знать автомобилистам о причинах отказа запуска двигателя

РБК
Открыть в приложении