Воссоздание небыли
Игры в конструктор дополненной реальности не так безобидны, как кажется
В Санкт-Петербурге вновь обсуждают идею «воссоздания» колокольни Смольного монастыря по проекту Бартоломео Растрелли.
Я сознательно ставлю слово «воссоздание» в кавычки, поскольку нельзя воссоздать то, чего никогда не было. А вот сторонники этого проекта говорят о воссоздании без кавычек. То есть ставят знак равенства между тем, что было, и тем, чего не было. Исторические быль и небыль на дистанции двух веков как бы сливаются и становятся почти неразличимы.
А это опасно — в первую очередь для подлинных исторических ценностей.
Неведомый шедевр
Начнем с того, чтобы определить предмет обсуждения. Колокольня Смольного монастыря Растрелли — один из самых впечатляющих проектов русской архитектуры. Будь она построена, это был бы шедевр русского барокко и главная градостроительная доминанта Санкт-Петербурга. И — самое высокое здание тогдашней Европы.
Пятиярусная башня высотой 140 метров над западными воротами монастыря оказалась бы выше шпиля Петропавловской крепости, не говоря уже о монастырском соборе. Ее начали было строить, заложили фундамент, начали выводить кладку нижнего этажа, который выглядел в проекте, как триумфальная арка. Это неудивительно — Смольный монастырь был основан в 1748 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, и триумфальные ворота в башне-колокольне для ее торжественных въездов и предназначались.
Однако строительство колокольни не состоялось. По одной из версий, не хватило денег — Россия втянулась в Семилетнюю войну, противостояние с Пруссией сместило финансовые приоритеты. По другой, построенный Растрелли монастырский собор оказался так хорош, что заслонять его фасад колокольней не решились. Как бы то ни было, в 1750-е годы возведение колокольни, как и всего монастырского ансамбля, остановили, а затем к нему не вернулись. Собор достроили уже при Николае I, под звонницы приспособили башенки боковых глав собора.
От замысла Растрелли остались таким образом фундамент, чертежи и модель Смольного монастыря с колокольней в Академии художеств. Но и того, как оказалось, достаточно, чтобы будоражить воображение впечатлительных потомков уже в наши дни.
Идеологический фундамент
Так, в недавнем интервью «Ъ-СПб» представитель Фонда содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в Санкт-Петербурге Филипп Грибанов говорил: «Есть и, казалось бы, очень необычные предложения. К нам обращаются с идеей воссоздания колокольни Смольного собора, которую начал возводить еще Растрелли и построил ее до второго яруса. Однако в 1756 году строительство было приостановлено из-за недостатка финансирования — началась Семилетняя война. Археологические исследования выявили уцелевший фундамент колокольни. И, насколько я знаю, идея ее воссоздания уже обсуждалась. Несмотря на кажущуюся сперва необычность, проект мог бы стать очень интересным — не только воссозданным памятником архитектуры, но и высотной доминантой, яркой точкой притяжения. Причем речь идет не о церковном объекте, а именно о символе Петербурга».
В самом деле, идею эту в Петербурге и впрямь обсуждают далеко не в первый раз за последние годы. В 2013 году, к примеру, за строительство колокольни Смольного монастыря высказывались Русский клуб православных меценатов и группа строительных компаний «Арсенал-Недвижимость», которые готовы были вложить в возведение колокольни свои средства. «Она,— утверждали сторонники,— может стать самой высокой церковью в России и новой доминантой Санкт-Петербурга, отражающей историческое свойство города — когда-то высочайшими зданиями были храмы, а не бизнес-центры».