«Это просто Кафка»: почему суд не смог отнять ребенка у родителей, пришедших с ним на митинг
Лефортовский суд Москвы постановил не лишать родительских прав Дмитрия и Ольгу Проказовых, которые взяли ребенка на несанкционированный митинг 27 июля. Им вынесли «предупреждение». Адвокат семьи Екатерина Тягай в своей колонке для Forbes Woman объясняет, почему дело носит очевидный политический характер и как юристам все-таки удалось отстоять права обвиняемых.
«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства», гласит статья 38 Конституции Российской Федерации.
Однако 2 сентября 2019, пока большая часть российских семей стояли на торжественных линейках по поводу начала учебного года, в Москве прошли судебные заседания по двум громким политическим процессам, где дети и их родители также оказались в центре событий, но куда менее радостных. Прокуратура просила суд лишить родительских прав две благополучные семейные пары — Проказовых и Хомских — ни одна из которых прежде не попадала в поле зрения ни органов опеки и попечительства, ни правоохранителей.
В чем дело
6 августа на сайте прокуратуры города Москвы появилась новость о том, что «организованы проверки по фактам участия в несанкционированных массовых публичных мероприятиях 27 июля и 3 августа» лиц с малолетними детьми и несовершеннолетних.
Из публикации следовало, что «супружеская пара 27 июля 2019 года приняла незаконное участие в несанкционированном митинге с малолетним годовалым сыном». Подчеркивалось, что «отец мальчика не обладает правом голоса в запланированных на сентябрь 2019 года выборах в г. Москве, поскольку имеет лишь временную регистрацию». По версии прокуратуры, «в ходе митинга родители передали малолетнего ребенка, находящегося в силу возраста в беспомощном состоянии, третьему лицу, что подвергло опасности здоровье и жизнь мальчика. Таким образом, супруги, эксплуатируя ребенка, злоупотребили своими родительскими правами в ущерб интересам сына». Далее следовал вывод о том, что «указанные нарушения послужили основанием для направления прокурором в суд заявления о лишении родительских прав супругов в отношении малолетнего ребенка».
Как выяснилось, в новости речь шла о Дмитрии и Ольге Проказовых, 27 июля возвращавшихся домой с прогулки по центру города вместе со своим младшим ребенком и родственником – двоюродным братом Ольги, крестным старшего сына Проказовых. Этот релиз, выдающийся с точки зрения и юридической, и этической некорректности, особенно любопытно читать параллельно с законом о прокуратуре, где последняя определена как система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории России.
Часто используемая сегодня формулировка «несанкционированный митинг», вокруг которой вертятся обвинения, не имеет внятного правового смысла, поскольку обязанность получения «санкции» на проведение митинга или шествия, как и полномочие каких-либо органов власти по их «санкционированию» Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не предусмотрены. В нем говорится лишь об уведомительном порядке при организации публичного мероприятия и возможном согласовании места и времени его проведения — если обоснованное предложение об их изменении доведено до организаторов органом исполнительной власти субъекта.