Культура | Кино
Вчистую обыгранный миф
30 ноября в прокат вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссера Джаника Файзиева. Несмотря на внешнее соблюдение патриотического кода, автору кое-где удалось нарушить законы жанра — этим картина и интересна, считает обозреватель «Огонька»
XIII век. Русь раздроблена. В битве с Батыем в 1237 году полегло почти все рязанское войско во главе с князем Юрием Игоревичем. Рязанский воевода Евпатий Коловрат, узнав о нападении монголов, с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань — его отвага поразит даже хана Батыя…
Российское кино сегодня есть один большой миф — что про прошлое, что про современность. «Легенда о Коловрате» — когда ты слышишь одно только название, хочется воскликнуть: «Евпатия нам только не хватало!» Но — парадокс — здесь как раз все честно. Авторы же говорят — легенда, какие претензии; никто, в отличие от истории про 28 панфиловцев или, допустим, Колчака, не претендует на достоверность. Как говорится, пробуй, выдумывай, твори, и никто не упрекнет — так, вероятно, размышляли и авторы картины, видя в этом определенную творческую и идеологическую свободу.
К их чести скажем, что, взявшись за эту тему, целиком предсказуемую, они прежде подумали о том, как воспринимает фильмы такого рода массовый зритель. В отличие от других режиссеров, снимающих в полной уверенности, что они несут свет и добро, авторы приступали к работе с пониманием, что жанр уже поднадоел и у меньшинства он вызывает раздражение, а у большинства — равнодушие. Авторы постарались сделать так, по крайней мере, чтобы человек, случайно попавший на этот фильм, увидел нечто непривычное. В этом и фишка — Файзиев снимал для случайно зашедшего зрителя, а не для «своего».
Джанику Файзиеву и его соавтору Ивану Шурховецкому удалось избежать упрощения и однозначности в трактовках. «Наши » тут не представлены исключительно орущими «умрем за Русь святую»: посланный из Рязани для переговоров о помощи в соседние земли гонец слышит: мол, извини, своих дел по горло, вы уж как-нибудь сами. Есть, например, деловые люди, которые предлагают рязанскому князю откупиться от Батыя (и эти герои не маркированы в фильме как предатели). Князь Юрий (Алексей Серебряков) показан как прагматичный правитель: он хочет избежать кровопролития там, где это возможно, пытается искать компромиссы. И отношения с ордой складываются не по формуле «боем единым» — были и переговоры, были и дары, все было.