В логове Гиммлера
В мае 1945 года «Огонек» опубликовал уникальный репортаж о взятии советскими бойцами штаб-квартиры гестапо в Берлине (в № 27 и 28). Материал в деталях рассказывал об устройстве тайной полиции Третьего Рейха.
Принц-Альбрехт-Штрассе, 8. Большой дом в самом центре Берлина... Парадные двери сорваны. На мостовой и тротуаре перед домом — многочисленные следы ожесточенных схваток: сожженный транспортер, винтовки, несколько фаустпатронов. В вестибюле, прямо у порога, высится серый бетонный колпак переносного дота. Так охранялся вход в гестапо»,— и так начал своеобразную экскурсию для читателей «Огонька» автор репортажа М. Гус.
К моменту, когда штаб-квартира гестапо была захвачена советскими солдатами, в начале мая 1945‑го, «здание было значительно повреждено бомбами». «Одна крупная бомба прошла сквозь стены верхнего этажа вкось и разорвалась в центре здания,— сообщает автор.— Парадная лестница, ведущая на все этажи наверх, уничтожена. Уцелевшие боковые лестницы, коридоры, комнаты завалены обломками кирпича, вырванными оконными рамами, сорванными с петель дверьми, остатками мебели».
Каким на тот момент было «гнездо Гиммлера»? Куда, по выражению репортера, «сходились со всех концов Европы нити злодейской деятельности его банды». «Здание пусто. Очевидно, все ценное вывезено гестаповцами»,—замечает автор и в деталях описывает дальнейший путь: «Спускаемся в подвал. Теперь здесь темно. Но сюда ведут многочисленные провода: подвал был освещен, в нем стояли телефоны, телеграфные аппараты. Здесь гестаповцы работали, укрываясь от бомб. Вот дверь, на которой изображен красный крест, но это не пункт первой помощи для пострадавших от налета. Тут размещалась личная охрана Гиммлера. Из этой комнаты дверь ведет в его подземное обиталище — небольшую комнату три на четыре метра. Это кабинет Гиммлера. Маленькая дверь ведет в комнату еще меньшего размера. Тут Гиммлер спал».
Кроме того, в подвале, под зданием гестапо, «были обнаружены тщательно замурованные помещения, а в них — огромные сейфы». «Они пусты,— констатирует огоньковский репортер.— Вероятно, здесь хранились наиболее важные архивы».
Что дальше? «Двор гестапо занят колоссальным гаражом — на многие десятки машин,— рассказывает М. Гус. — В углу двора — здание тюрьмы “Колумбия”. В нижнем, полуподвальном этаже тюрьмы — камеры-одиночки размером в полтора метра на два. Здесь, в этих крохотных камерах, томились тысячи и тысячи жертв эсэсовцев. Отсюда их уводили на допросы в здание гестапо, а потом увозили в другие тюрьмы или в концлагеря: Освенцим, Майданек, Дахау, Бухенвальд и другие.