Судебно-эстетическая экспертиза
Статус памятников архитектуры все чаще определяют не эксперты, а судьи. Очередной эпизод — рассмотрение необычного дела в иркутском областном суде. Оно намечено на 17 апреля
Фактически суд должен определить, считать ли дом 1900‑х годов постройки по адресу бульвар Гагарина, 32А в областном центре охраняемым государством объектом культурного наследия или же не считать. В принципе, для принятия такого рода решений в нашем государстве заведены особые нормативные акты и инстанции: Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», эксперты государственной историко-культурной экспертизы, органы охраны памятников в каждом регионе. Но когда вся эта многомудрая система не срабатывает, защитникам памятников ничего не остается, как самим искать защиты в суде. Впрочем, бывает и наоборот — когда система работает не в пользу застройщиков, в суды обращаются и они.
Дом, где разбиваются экспертизы
Дом на бульваре Гагарина, смотрящий окнами на Ангару, до августа прошлого года носил официальное имя «выявленный объект культурного наследия „Жилой дом А.А. Рассушина, известного иркутского врача“, начало XX века». Однако 15 августа 2018 года он был снят с госохраны приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. А подготовил это решение еще в мае 2018‑го опубликованный госорганом охраны памятников Акт государственной историко-культурной экспертизы, выполненный экспертом из Выборга (?!) Юлией Куваевой по заказу собственника дома — ООО «Новый берег». Акт отрицал «историко-культурное значение исследуемого объекта» и обосновывал «нецелесообразность его включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
С таким поворотом событий иркутская общественность смириться никак не могла. Красивый, хорошо сохранившийся, старинный деревянный дом, каких в городе с каждым годом все меньше, связанный с именем известного врача начала ХХ века, к тому же приписываемый руке его брата Владимира — не менее известного иркутского архитектора… Проекта новой коммерческой застройки на месте дома Рассушина и соседних старинных городских усадеб никто не скрывал — было ясно, что с утратой охранного статуса все снесут. Да и сама практика снятия дома с госохраны по заключению эксперта с другого конца страны (ближе сговорчивых, видимо, не нашлось), вдобавок делающего экспертизу по заказу собственника, вызвала возмущение.
В начале августа 2018‑го Иркутское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, возглавляемое Алексеем Чертиловым, направило в областную Службу по охране памятников альтернативную экспертизу, выполненную иркутским экспертом Александром Прокудиным. Тот, напротив, доказывал ценность здания и необходимость включения его в Единый госреестр памятников. Однако госорган эту экспертизу не принял во внимание и выпустил приказ о лишении дома Рассушина охранного статуса. После этого горожане написали протестное письмо губернатору Сергею Левченко, собрав под ним около 1000 подписей. У дома шли пикеты градозащитников. Но в сентябре СМИ сообщили: площадка вокруг дома уже расчищена. Это было воспринято как признак скорого сноса.
Тогда в бой пошла общественная организация по защите памятников Иркутска «Наследие». Ее президент Дмитрий Разумов подал в областной суд иск о признании «недействующим со дня издания» приказа региональной Службы по охране объектов культурного наследия об отказе во включении дома Рассушина в Единый госреестр памятников. В иске говорилось, что эксперт Куваева не в полном объеме провела исследования необходимых документов, в ее экспертном заключении отсутствуют документы, подтверждающие натурное исследование объекта, использованы источники, не являющиеся достоверными, и т.п.