Уход Авигдора Либермана из правительства Израиля

ОгонёкОбщество

Сбитый ястреб

Уход Авигдора Либермана из правительства Израиля — это смена министра или смена стратегии безопасности? Хотя кабинет Биньямина Нетаньяху и устоял после громкой отставки, ответов на эти вопросы пока не просматривается. Но их все ждут

Владимир Бейдер, Иерусалим

Отставку министра обороны Израиля в Газе праздновали сжиганием его портретов. Фото Reuters

«Русского» министра обороны в Израиле больше нет. Авигдор Либерман ушел со своего поста, так громко хлопнув дверью, что правительство чуть не рухнуло. Оно и сейчас болтается на одной петле — того гляди падет. А в Газе праздник: плясали на улицах, рвали портреты Либермана, раздавали конфеты — обычно в секторе так выражают радость по поводу удавшегося теракта.

Буквально за день до отставки, когда переговоры о перемирии еще шли, один из лидеров «Хамаса» (организации, контролирующей сектор с 2007-го, см. детали) заявил: «Если Нетаньяху хочет, чтобы мы прекратили обстрелы, пусть избавится от Либермана». В Израиле это восприняли как наглый троллинг: теперь израильских министров назначают и увольняют в Газе? Но все прошло как по писаному, только в обратном порядке: вечером кабинет безопасности (узкий круг министров-тяжеловесов, уполномоченный решать вопросы войны и мира) согласился с прекращением огня. А утром Либерман сам вышел из этого кабинета.

Отказник

Пост министра обороны не просто второй по значению в правительстве Израиля, он еще и чрезвычайно престижный. Для репатрианта из СССР, выросшего в доме, где существовал культ израильской армии и боевого еврейского духа, взойти на этот пост — мечта, о которой дерзость даже мечтать. Либерман, человек на людях очень закрытый, не в силах был скрывать, какой кайф он испытывает от того, что ему выпало и к чему причастен по должности.

Попросту говоря, нужны были невероятно веские причины, чтобы от всего этого отказаться. Они были.

— Кабинет безопасности,— сказал Либерман, выйдя в переполненный зал в Кнессете, чтобы объявить о своей отставке,— капитулировал перед террором. Я не считаю возможным оставаться в правительстве.

О разногласиях министра обороны с большей частью кабинета, прежде всего с премьером, а также, по слухам, руководством армии и спецслужб, знали давно. Касались эти разногласия прежде всего линии поведения в отношении сектора Газа, откуда вот уже более семи месяцев идут целенаправленные атаки на границы и территории Израиля. Либерман настаивал на нанесении ответного сокрушительного удара. Его оппоненты предпочитают добиться тишины путем переговоров с «Хамасом» и улучшения гуманитарной ситуации в Газе.

Разногласия между израильскими политиками — дело обычное. Но есть ключевые принципы безопасности, которые остаются незыблемыми даже для приверженцев разных политических позиций: нельзя нарушать основы. На сей раз дошло и до них: до предела конфликт обострили два последних решения кабинета, принятых вопреки яростному сопротивлению министра обороны.

Сотрясение основ

Во-первых, Израиль согласился на провоз в Газу, «Хамасу», 15 млн долларов от Катара — первого транша из обещанной 90-миллионной помощи. Наличными, в чемоданах.

Принципиальна эта история потому, что израильские спецслужбы много лет выявляют и пресекают источники финансирования террора. Выстроена система, задействованы сложные механизмы, в том числе юридические. А тут Израиль сам позволил впрыснуть «Хамасу» денежное вливание, за расходованием которого (наличные же!) проследить невозможно. Мало кто сомневается, что деньги пошли на поддержку террора, в том числе на оплату очередного массового штурма израильской границы, который начался буквально на следующий день после получения транша. Что ж не продолжить, если за это платят?

А еще через два дня «Хамас» и «Исламский джихад» начали массированный обстрел израильского юга из Газы. Интенсивность огня была беспрецедентной. Менее чем за двое суток на Израиль обрушилось 460 ракет и снарядов. Атакующие применили новую тактику: сосредотачивали удары по одному месту, чтобы пробить заслон системы ПРО «Железный купол». Отчасти это удалось — было много разрушений, двое погибших.

Поводом для обстрелов послужил инцидент во втором по величине городе сектора — Хан-Юнесе. Там хамасовцы засекли автомобиль с израильскими спецназовцами, выполнявшими секретное задание. Завязался бой, в ходе него погиб командир группы, подполковник, и семеро боевиков, среди них — важный полевой командир.

То, что израильский спецназ действует на территории сектора, не сенсация, а, скорее, рутина. По сложившимся правилам игры, «Хамас» обстреливал Израиль в ответ на точечные ликвидации своих главарей. Что по умолчанию было принято израильтянами: мы ваших главных не трогаем — а вы не обстреливаете наших мирных жителей. Ограниченных вооруженных стычек это не касалось — на войне как на войне.

Но на сей раз случился провал: рейд получил огласку, обе стороны понесли урон. И «Хамас» передвинул планку — предпринял ракетно-минометную войну в ответ на локальное военное столкновение. Менять условия игры по ее ходу — право сильного. «Хамас» взял на себя эту роль. А Израиль с этим согласился. Вот в чем и заключается стратегическая новость происшедшего — если угодно, потрясение основ.

Конечно, израильская авиация наносила в ответ удары. По зданиям, базам боевиков, тоннелям. Но точечно, избегая жертв. Обитателей объектов предупреждали о предстоящей атаке, давали шанс уйти. Применяли свое ноу-хау — «стук по крыше»: на крышу сбрасывают болванку, чтобы шумнуть, и лишь когда боевики драпанут, посылают ракету или бомбу.

Стоит отметить фон. Все это происходило сразу после передачи чемоданов с наличкой «Хамасу» — все то время, пока на израильские дома дождем сыпались ракеты, переговоры через египетских посредников с террористами не прерывались, а через КПП на границе с Израилем сотнями шли грузовики с топливом, продуктами, медикаментами и стройматериалами в Газу.

По сути, Израиль не только принял новые правила игры, навязанные «Хамасом», но изменил и свои: в ответ на массовые обстрелы своих граждан не нанес сокрушительный удар по террористам. Видя эту покладистость, «Хамас» пообещал расширить зону обстрелов до ТельАвива. По старым израильским правилам, только эта угроза стоила бы главарям этой организации жизней. Но после семичасового обсуждения на кабинете безопасности, где Либерман опять оказался в меньшинстве, было решено согласиться на прекращение огня. После этого Либерман и подал в отставку.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наука на завтра Наука на завтра

Каких научных прорывов стоит ждать в 2021-м

Огонёк
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
«Шаромания» «Шаромания»

Сегодня гравюры — ценный источник сведений по истории воздухоплавания

Дилетант
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Всё в норме Всё в норме

Как правильно применять психологические кодексы, чтобы изменить жизнь к лучшему

VOICE
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Нос к носу Нос к носу

Дочка и папа. Актриса и художник. Двойное интервью Сергея и Маши Цигаль

Afternoon Seasons of life
Начни сейчас Начни сейчас

Как яркая, харизматичная женщина силой воли взяла себя в руки, чтобы похудеть

OK!
Аппетиты к тратам Аппетиты к тратам

В январе ненефтегазовые доходы федерального бюджета выросли на 9%

Ведомости
Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания» Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of life
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Познание в обход сознания Познание в обход сознания

Почему мозг приписывает намерения нарисованным треугольникам?

Вокруг света
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Юлины дети Юлины дети

В 44 года она оставила стабильную работу, а в 53 — открыла инклюзивное кафе

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении