Путешествие в мир знаний
В Павловской гимназии взяли на вооружение образовательные технологии XXI века. Взамен получили творческую свободу педагогов и учеников, доверительные отношения между взрослыми и детьми и высокие результаты обучения
Между Новорижским шоссе и Павловской слободой, рядом с Сергиевской церковью расположилась Павловская гимназия. На площади в 10 га — несколько корпусов, стадион, большой внутренний двор, яблоневая роща, оранжерея, детский сад. Во дворе гуляют дошколята, а в самой школе тихо: идут уроки. Двери открыты, видно все, что происходит в классах. В кабинете математики учительница и несколько ребят чтото негромко обсуждают. В другом кабинете, физики, детей больше и тоже идет обсуждение. В Павловской гимназии учатся и в конце мая, и даже в июне. Потому что учебный год здесь состоит не из традиционных четырех четвертей, а из пяти равных по времени модулей, с равными каникулами.
В гимназии вообще многое сделано без оглядки на обычную школу. Здесь практически отказались от традиционной классно-урочной системы. Нет, вроде бы все ее внешние признаки соблюдаются — расписание, звонки, перемены… Но нет жесткой схемы урока: проверка домашнего задания — объяснение нового материала — закрепление пройденного у доски. Учебный день в гимназии не складывается из отдельных уроков (четыре математики в неделю, две физики и т.д.), а течет единым потоком. Дети и учителя плывут по нему в одной лодке. Современные образовательные технологии позволяют вовлечь детей в процесс познания мира, увлекательное освоение нового.
Директор Павловской гимназии Ольга Рагожина так говорит о сути новаторского подхода к процессу обучения и роли в нем педагога: «Учитель сегодня не может быть просто ретранслятором знаний, ведь любой человек в течение нескольких секунд получит в интернете ответ на любой вопрос самостоятельно. Наш педагог прежде всего сценарист и режиссер образовательных событий в жизни ребенка. Он формирует образовательный запрос каждого ученика, создает ситуации проживания и усвоения нового опыта, который приобретается личными пробами и ошибками, через каждодневное решение проблемы выбора, через рефлексию и экспертизу собственного опыта. У нас и уроки, и внеклассные мероприятия, и занятия в кружках и на факультативах — все работает на поддержание активной познавательной позиции ребенка».
Экскурсия по гимназии продолжается. В высоком атриуме корпуса основной и старшей школы за столом с компьютером и горой книг сидит ученица, работает самостоятельно. Вот огромный кабинет химии — анфилада из четырех больших комнат, аудитории и лаборатории. По следам на столах видно, что здесь ставят опыты с реактивами. Сейчас в кабинете только одна девочка. Лаборант предупреждает: не мешайте, она решает пробный ЕГЭ по химии. Группа старших ребят пересекает двор, направляясь в сторону административного корпуса, они идут в информационный центр — это внушительных размеров библиотека на 30 тысяч книг и десятки компьютеров. Здесь постоянно кипит работа: кто-то готовит доклад, кто-то берет интервью у педагога для видеоблога, здесь же проходят занятия по программированию.
Научить выбирать
Елена Васюкова, заместитель директора по основной и старшей школе, считает, что главное в обучении детей — развитие: «Это ведущее направление современного образования. Да, необходимо, чтобы ребенок в процессе обучения овладел полным набором академических знаний, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Но этого недостаточно. Потому что освоение знаний должно сопровождаться личностным опытом ребенка, знания должны входить в его жизнь, становиться ее частью. У всех наших учителей есть такая целевая установка и она шире и богаче, чем просто дать набор знаний. И если мы так учим и воспитываем детей, если мы учим их постоянно делать выбор, то в старшей школе мы совершенно естественно подходим к индивидуальным программам обучения».
В 10-м классе ученики Павловской гимназии уже выбирают будущую профессию и вуз. Для каждого старшеклассника по согласованию с его родителями составляется индивидуальный учебный план. График учебы и расписание занятий гимназисты тоже выбирают себе сами. Могут посещать предметы по выбору с классом, заниматься самостоятельно или обращаться к педагогам за консультациями. Ребята ходят на факультативы, если считают, что это необходимо для поступления.
Программа под названием «PRO-Университет» помогает гимназистам научиться осознанно выбирать. Нужно пройти через пять ступеней-модулей: профессиональное самоопределение, построение персонального образовательного маршрута, выбор вуза, сдача экзаменов, поступление в вуз. Каждый модуль включает в себя личностные тренинги, экскурсии на предприятия, лекции ведущих ученых, встречи с преподавателями вузов и лидерами отраслей. Старшеклассников обучают командной работе, креативному мышлению, проектному подходу, коммуникативным навыкам, тайм-менеджменту, ораторскому искусству, лидерским качествам. Обычно тренинг — это деловая игра, которая проходит по особому сценарию. Гимназисты работают над реальными бизнес-проектами, придумывают подходы к организации мероприятий, ставят театральные постановки и даже строят города. На тренингах приходится решать задачи, с которыми нынешние гимназисты вновь столкнутся уже через несколько лет, когда станут студентами и молодыми специалистами.
Павловская гимназия открылась в 2009 году, и уже на следующий год было принято решение о старте стипендиальной программы обучения в старших классах. Оплату за обучение способных и мотивированных ребят гимназия полностью берет на себя. Так здесь решают две задачи: с одной стороны, создают ситуацию здоровой состязательности, а с другой — предоставляют возможность бесплатного всестороннего развития талантливым детям. Они составляют примерно треть гимназистов 8–11‑х классов. Выпускники прошлых лет отлично сдавали ЕГЭ и поступали в престижные вузы.
К знаниям через творчество
Творческий подход — визитная карточка гимназии. Без творчества не обходится ни один урок.
На уроке словесности, к примеру, ребята знакомятся с «Мертвыми душами» Гоголя. Но простого анализа текста мало, учитель предлагает выполнить на выбор несколько творческих проектов. Одна гимназистка сделала карманного формата книжку с иллюстрациями к «Мертвым душам». Нарисовала акварелью, отсканировала рисунки и напечатала их на особой «старинной» бумаге. Живописные гоголевские образы на этих иллюстрациях переданы с удивительной тонкостью. Помните невероятные кулинарные пассажи из поэмы? «Кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра». И вот уже ребята пробуют в школьной столовой кулебяку, собственноручно приготовленную одним из гимназистов. А еще они планируют создать интернет-сайт со всеми кулинарными рецептами из «Мертвых душ».
Вот еще один пример творческого подхода к процессу обучения. В информационном центре гимназии на столе разложены небольшие книжки с детскими стихами. Ну нельзя же дать детям домашнее задание — сочинить стихотворение. За что потом ставить оценку, за вдохновение? Стихи детские, но не из-за недостатка выразительных средств или нечеткости рифм, а по целостному и яркому восприятию и отражению мира. Педагоги говорят, что стихи сочиняют очень многие дети. Но есть ребята, которые пишут в стол, стесняются прочитать вслух или опубликовать под своим именем. Для них в школьном сборнике «Я придумал книгу» создали специальную рубрику «Анонимный автор». Ведь главное в этом проекте — не признание и слава, а внутренняя работа, поиски гармонии и смысла, возможность поделиться своими мыслями и чувствами.
На математике проходит урок финансовой грамотности. Перед старшеклассниками выступают гимназисты 6-го класса, рассказывают об инструментах управления финансами, вспоминают формулу расчета сложного процента, чтобы выяснить, какой из российских банков предлагает самые выгодные условия по вкладам. Ребята помладше сначала составляют бюджет семьи, знакомятся с экономическими понятиями, а потом участвуют в образовательном квесте, перемещаются по станциям и выполняют задания на русском и английском языках.