Принуждение к мифу
В прокат вышел фильм «Балканский рубеж» — о знаменитом «броске на Приштину»: редкое у нас сегодня кино про недавнюю историю, про 1990-е. Авторы фильма, однако, не воспользовались новыми возможностями, а превратили все в привычную патриотическую пальбу
Российское военное кино сегодня — это в 99 случаях про Великую Отечественную, и поскольку тема — сакральная, у режиссеров и сценаристов очень узкий коридор возможностей: в драматургическом плане герои и враги получаются совершенно плоскими и предсказуемыми. Но исторический материал «Балканского рубежа» выгодно отличается от стандартов патриотизма. Во-первых, это почти что про современность (всего 20 лет прошло, живы еще участники и свидетели; прототип главного героя — Юнус-Бек Евкуров, нынешний глава Ингушетии, а тогда — майор ВДВ, командир спецгруппы). А во-вторых, несмотря на близкие отношения между Россией и Сербией, югославский конфликт все-таки нельзя назвать в полной мере «нашим»; и это дает возможность для более объективного взгляда на историю.
Заметим еще: российские участники драмы — и военнослужащие, и, главное, спецотряд, который должен занять аэродром Слатина под Приштиной до подхода основной российской группировки (в реальности их было 18 человек, а не 8, как в фильме) — все это вообще-то люди эпохи распада. 1999 год, перелом эпох, прежних ценностей уже нет, новых еще не появилось; таким образом, вопрос «за что воевать», да еще и на чужой земле — это, так сказать, самый важный вопрос для военных. Что творится у них внутри?.. Ведь, например, формально российские миротворцы на «балканском рубеже» должны теперь координировать свои действия с военными блока НАТО, недавним «стратегическим противником»...
Словом, у авторов было много возможностей показать «сложного человека на сложной войне». Но, увы. Авторы блестяще — тут просится резкий неприличный глагол… в общем, блестяще не воспользовались такими возможностями. Вместо усложнения авторы, напротив, все упростили донельзя, по известным образцам. Взять хотя бы бойцов секретного отряда. Их манера общения напоминает автомобильный навигатор: «Через 300 метров на светофоре поверните налево». Общий словарный запас — слов примерно шестнадцать: «Я в порядке. Работаем. Прием. Чё там у тебя. Давай. Начали-закончили. Проверили — все чисто. Парни, у нас гости». Военные люди что-то ведь чувствуют, пусть они и немногословны. Что-то должно происходить у них в душе, и задача режиссера — передать то, что нельзя передать словами. В этом и состоит волшебная сила кино, но этот навык, искусство намека и недосказанности, ныне совершенно утерян. Палитра чувств у героев примерно как у десятилетнего ребенка. Их немногословие выглядит не как недосказанность, а как пустота.