Письма
Письма читала Мария Портнягина
«Дед убедил Сталина в своей правоте»
№ 3 Кирилл Журенков поговорил с внуком автора «Тихого Дона»
Уважаемая редакция!
Прочитала в номере от 29 января этого года беседу с Александром Шолоховым. И вот мой ответ на вопрос, где Михаил Шолохов мог взять материал для романа, чтобы с такой точностью описать военные действия.
Мне 84 года. До 25 лет я жила в селе Красное Новохоперского района Воронежской области. У меня был крестный — Ефим Иванович Скориков 1900 года рождения. Село наше большое — это бывшее имение графа Раевского. В советское время там было четыре колхоза и спиртзавод. При заводе был клуб, и в нем библиотека с очень хорошим подбором книг. Крестный был обычным колхозником, летом трудился в колхозе и по дому, а зимой занимался ремонтом обуви и много читал.
Помню, как-то пришла в гости к нему домой. Он сидит, читает. Вдруг вскакивает с места, начинает кружить по комнате и приговаривать, обращаясь ко мне: «Ты только подумай, как точно он все описывает! Именно в том месте мы были, точно такая сеча была!» Немного успокоится, садится читать дальше — и опять: вскакивает, кружит и удивляется точности описания в книге. И читал он, как можно догадаться, «Тихий Дон». Сцена эта происходила где-то в 1948 или 1949 году.
Дело в том, что Ефим Иванович в Гражданскую войну служил под началом Буденного. У него даже сохранилась фотография, где Буденный в окружении бойцов, и крестный в их числе. Правда, когда точно был сделан снимок, я не знаю.
Вспоминая все это после прочтения интервью, я подумала, что, ведь когда Григорий возвратился домой, конечно же, его, как и других казаков, в покое не оставили. Они наверняка давали показания. И можно предположить, что Шолохов, будучи грамотным человеком, читал стенограммы допросов, на которых они рассказывали, где и как воевали. Или даже присутствовал на таких допросах. К тому же, когда писался роман, было много живых свидетелей того времени.