Настольный капитализм
Самая известная настольная игра мира «Монополия» отмечает юбилей: старушке уже 85, а она все еще привлекает молодежь и не только. В чем секрет ее популярности, выяснял «Огонек».
Пожалуй, ни с одной другой настольной игрой не связано столько легенд и анекдотов. «Монополия» вышла в свет в 1935 году и уже через год оказалась в центре скандала — ее запретили в нацистской Германии. А вот другая легенда, уже военных лет: для британских военнопленных выпускали особую версию игры, которую потом передавали в лагеря через «Красный крест». В этой версии был спрятан мини-компас, карта, а деньги были настоящими, словом, беги — не хочу.
Обычно популярность игр бывает скоротечной. Однако слава «Монополии» с течением времени только росла: достаточно вспомнить, что в начале 1970‑х, когда в Атлантик-Сити собрались переименовывать улицы, упомянутые в «Монополии», фанаты игры… отстояли старые названия! Да что там: в 1990‑х «Монополия» пришла даже на американское ТВ — в виде одноименного шоу.
Вот и сегодня популярность «Монополии» бьет рекорды: в нее сыграло уже около полумиллиарда человек по всему миру, а раз в несколько лет проводятся национальные и мировые чемпионаты! К примеру, победителем последнего мирового первенства, прошедшего в Макао в 2015 году, был некий Николо Фальконе из Италии, а до полуфинала добрался россиянин Александр Ковалев.
У «Монополии» вообще отчетливый русский привкус: сегодня существует «Монополия Нижний Новгород» и даже созданный по ее мотивам «Миллионер Нерюнгри», а сама игра пользуется у нас давней и устойчивой популярностью.
В чем причины этой любви? Эксперты называют сразу несколько, ну, например, идеальную «механику».
— В «Монополии» прекрасно сочетаются удача и стратегия,— поясняет в интервью CBS Эжен Провенцо, профессор Университета Майами (изучает историю игр).— Здесь есть определенный элемент удачи, нужно бросать кубик, и при этом — элемент мастерства. Это как покер.
Но дело, конечно, не только в механике — собственно, сама тематика игры не теряет актуальности: каждый в тайне хочет оказаться на месте акулы бизнеса и успешно банкротить конкурентов. Парадокс в другом: по мере того как взгляды на экономику менялись, менялась и сама игра.
Судите сами: на смену классической «Монополии» в 1970‑х пришла игра «Антимонополия», где монополистам противостояли игроки-конкуренты. Выпускалась даже коммунистическая версия игры под названием «Очередь» — ее сделали в Польше уже в наше время. Наконец, недавно появилась «Монополия» для миллениалов: там больше не покупают недвижимость, ведь хипстерам она не по карману, зато копят впечатления. И, наконец, скандальная новинка — «Мисс Монополия», в ней женщины изначально получают больше денег, чем мужчины, за что игру уже окрестили феминистской. Чем не отражение духа времени?
— «Монополия» уже давно стала культурным феноменом, связанным с такими понятиями, как предпринимательство, конкуренция, банкротство,— считает Роман Абрамов, заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов НИУ ВШЭ.— Однако парадокс этой игры в том, что у нее есть прообраз — игра «Землевладельцы», придуманная в начале XX века. Идея «Землевладельцев» заключалась в том, чтобы показать минусы монополизма. Но «выстрелила» именно «Монополия», где представлен хаотичный, конкурентный, жесткий капитализм, сильно зависящий от удачи, то есть такой, каким он и был в США в 1920‑е. Значит, что‑то важное в ней было угадано абсолютно точно. Это квинтэссенция капитализма в популяризированной форме.
Отметим: популярность «Монополии» не обошла и Советский Союз. Вообще-то еще в 1920‑е у нас выпускали квазиэкономические настольные игры, они были посвящены организации народного хозяйства, электрификации. Однако запретный плод, как известно, слаще: ходит легенда, что «Монополию» представляли на Американской национальной выставке в Сокольниках в 1959 году и несколько экземпляров кто-то умудрился стащить. Ну а те, кому позволяла работа, просто привозили ее с Запада: первые образцы оригинальной «Монополии» стали проникать к нам в 1970–1980‑е годы.