Каршеринг, такси и беспилотники: 10 главных трендов автомобильного рынка в новой декаде
Жители мегаполисов переключаются на сервисы каршеринга и такси, а через 10-20 лет массово пересядут на «беспилотники». В этих условиях автопроизводители вынуждены экспериментировать с новыми бизнес-моделями, чтобы сохранить свои позиции на рынке. Разбираемся, кто выиграет в долгосрочной перспективе, и как будет развиваться городская мобильность на российском рынке.
Продажи автомобилей падают
В 2010-е автомобильный рынок переживал не лучшие времена: продажи машин стабильно падали, производители отчитывались об убытках, а аналитики всерьез заговорили о кризисе. Поворотной точкой должен стать 2019 год, по итогам которого спад продаж достигнет рекордного минимума со времен финансового кризиса 2008 года. Падение спроса настигло даже самый крупный автомобильный рынок – в Китае продажи упали на 10%. В США – на 1,3%, в России – на 2%.
Почему это происходит? Причин несколько. Один из главных факторов – распространение такси и каршеринга в крупных городах. Как выяснили эксперты МВФ, доступность сервисов поминутной аренды авто сильно повлияла на жителей мегаполисов.
Второй фактор – ускорение технологического прогресса. Зачем покупать новую модель автомобиля, если завтра выйдет улучшенная версия с продвинутым функционалом и сопоставимой ценой? Потребители занимают выжидательную позицию и не спешат совершать покупку.
Не стоит забывать и про экономию. Недавно аналитики банка HSBC обнаружили, что россиянину, который проезжает меньше 5400. км за год, выгоднее пользоваться такси, чем личным авто. Пользоваться каршерингом еще более выгодно. По подсчетам Data Insight и «Яндекса», краткосрочная аренда обойдется дешевле, если в среднем водитель проезжает не больше 20 000 км в год. В этих условиях, особенно если учесть рост налоговых ставок в 2019 году, покупка собственного авто кажется потребителям менее привлекательной идеей.
Демократичные марки утрачивают позиции
Выжидательная позиция, которую заняли потребители, ударяет в первую очередь по демократичным маркам. Например, продажи Nissan в России упали на 16% за первые 9 месяцев 2019 года. Renault, Toyota, Mitsubishi и Mazda тоже продаются хуже. В целом за этот период динамика установилась на уровне -2,5%. В премиум-сегменте показатели получше – +2,7%. Статистика «Автостата» за ноябрь выглядит еще более печально: в массовом сегменте спад продаж составил 8,5%, а в премиальном сегменте продажи, наоборот, выросли на 6,4%. Продаваться хуже стали даже популярные модели LADA, KIA и Datsun.
При этом доля масс-маркета на российском авторынке превышает 90%, плохая статистика продаж отражается на показателях всего автомобильного рынка. Производители входят в новую декаду на очень шатких позициях - особенно учитывая экстенсивный рост затрат на R&D в области беспилотных технологий.
Бесплатных парковок станет (еще) меньше
Чем доступнее парковки, тем чаще жители пользуются личными автомобилями. Бесплатные парковки в мегаполисах - безусловное преимущество для автовладельцев, но они кратно увеличивают число машин на дорогах и усугубляют пробки, их содержание обходится городу очень дорого. Исследования показывают, что доступность парковок обратно пропорциональна востребованности общественного транспорта: чем выше тарифы, тем реже жители выезжают на личном авто.
В Москве платные парковочные зоны начали внедрять 7 лет назад, с каждым годом их охват растет, а тарифы повышаются и в перспективе могут вырасти до 500-600 рублей в час (недавно Дептранс заявил, что планирует расширить охват платных парковок в разных районах Москвы).
Кроме того, в России хотят пересмотреть стандарт размера машино-места для легковых автомобилей, сократив его на полметра в ширину и на 0,3 м в длину. За счет этого хотят увеличить емкость платных зон. Курс на дорогую парковку в ближайшие годы будет только усиливаться, сокращение количества машин в центре и разгрузка дорог - все еще основные KPI Дептранса.