«Наблюдаем парадокс: оптовая цена выше розничной»
Цены на бензин и дизель преодолели психологическую отметку в 40 рублей за литр и устремились к новым горизонтам: эксперты всерьез опасаются увидеть на табло АЗС цифру «50» уже в конце лета
Версий, чем вызван нынешний взлет цен на топливо, множество — от влияния мировой конъюнктуры и стоимости нефти до сговора нефтеэкспортеров. Чтобы разобраться, чему больше верить и к чему готовиться, «Огонек» обратился к начальнику управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Дмитрию Махонину.
— Дмитрий Николаевич, ажиотаж нарастает: поползли слухи, что такими темпами к середине лета АИ-95 преодолеет новую психологическую отметку 50 рублей. Так недалеко и до цены в доллар или евро за литр топлива в рублевом эквиваленте. Тревоги оправданы?
— ФАС не занимается прогнозами. Наша задача — стабилизировать ситуацию на рынке. И кто бы что бы ни прогнозировал, как показывает практика, такие «прогнозы» никогда не сбываются. Особенно когда пытаются предугадать стоимость топлива или нефти. К тому же такие «прогнозы» грядущего резкого повышения цен еще и вредны. Хотя бы тем, что это закамуфлированный призыв к нефтяным и нефтеперерабатывающим компаниям, а также другим участникам этого рынка, цену повышать. По сути, дается сигнал, до какой отметки это следует делать. Так что ФАС с таким «прогнозами» и «предложениями» давно борется и будет бороться и впредь.
— Вы о только что прозвучавшем требовании к нефтяным компаниям увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок?
— ФАС подробно анализирует ситуацию, разбирает такие факты и выдает свои предупреждения. Законом нам даны прерогативы на расследование подобных ситуаций, дабы пресекать злоупотребления крупных компаний на рынке. Но на данный момент основными факторами, влияющими на стоимость топлива, являются налоговая нагрузка и внешняя конъюнктура цен на нефть и нефтепродукты. И на это мы не можем влиять. Налогообложение — это компетенция других государственных органов. Все, что может ФАС в этой ситуации, это добиваться полноценного обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами. Что мы и делаем.
— И как получается?
— Проблема в том, что рост экспорта товарного бензина с начала года компенсировался ростом объема производства. А сейчас товарный продукт, в результате проведенной ФАС работы, фактически не экспортируется. Однако высок экспорт выпускаемых полуфабрикатов. Кроме того, некоторые НПЗ жалуются на нехватку нефти на внутреннем рынке, так как снизилась ее добыча, а экспорт подрос. Поэтому задача ФАС — добиться увеличения предложения на нефтепродукты, чтобы оно превалировало над спросом. ФАС этим как раз и занят, так как это одно из решений, которое способно стабилизировать ситуацию. Ведь мощности для переработки «черного золота» внутри страны имеются довольно внушительные: по крайней мере, они больше, чем были четыре года назад. Один только факт: России удалось полностью заместить выпадение поставок нефтепродуктов из Белоруссии — вот уже два года, как Минск предпочитает продавать бензин на Запад, где за него дают большую цену. Более того, у России есть все предпосылки производить бензин в профиците. Это позволит в будущем избежать резких скачков цен