Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится»
Чтобы пересчитать компании Игоря Морозова по пальцам, тебе их понадобится пять. Он точно знает, в чем секрет успешного предпринимателя, и свои знания отдает тебе абсолютно добровольно и безвозмездно.
Первый бизнес он открыл в 17 лет, и с тех пор Игорь явно многое делает правильно. Торговая марка аксессуаров для путешествий, текстильная фабрика, рекламная продукция — это лишь некоторые отрасли его деятельности. Впрочем, не будем тратить буквы — он и сам неплохо о себе рассказывает.
Попробуем угадать — ты любишь путешествия, поэтому стал производить аксессуары для путешественников?
Я стал производить аксессуары для путешествий сам, потому что никак не мог найти нормальных подрядчиков, соблюдающих сроки производства и готовых отвечать за срывы сроков.
И да, конечно я люблю путешествовать! Деятельность практически всех моих организаций связана с тем, что мне нравится и интересно. Это важно для предпринимательской деятельности — заниматься тем, что нравится. В бизнесе, к примеру, это менее важно. Бизнес — это больше холодный расчет: собрались, сели, посчитали, определили стратегию. А предпринимательство — это, если можно так выразиться, драйв.
Твой предпринимательский стаж – 15 лет. Это во сколько же ты начал предпринимательствовать?
Я начал работать в подростковом возрасте. Поработав курьером я сразу понял, что это не мое, и пошел трудиться продавцом на рынке. Уже в 17 лет я открыл свою первую торговую точку на рынке с мультимедийной продукцией. Моим партнером, вложившим в это дело деньги, был человек старше меня более чем в несколько раз. Однако, когда мы достигли точки возврата инвестиций, и пришло время делить прибыть пополам, меня попросили выйти из этой организации. Это был, конечно, удар. Однако, любая жизненная ситуация человека ломает или делает сильнее и помогает, открывать новые возможности.
Я привлек в партнеры знакомого, у мамы которого мы заняли деньги на верное дело — ту же палатку на рынке. Окрылись рядом с моим визави, чем его и уничтожили. Дальше мой партнер продал свою долю своим знакомым, а я, со временем, ее выкупил у них. Открыл вторую палатку, третью, а за ними еще три… В итоге, за 8 лет я открыл 18 магазинов и магазинчиков электроники без каких любо инвестиций. Сейчас почти все магазины закрылись, остался только интернет-магазин и один офлайн-магазин. Это связано с тем, что я пожадничал привлечь более сильный менеджмент и искренне верил, что культура и структура компании достаточно сильны. Хороший, хоть и не дешевый, опыт.
Стабильный и пассивный доход от магазинов позволял мне путешествовать. И в одной из поездок я и подглядел идею чехла для чемодана. Потом была история удачных и неудачных партнерств, которую можно почитать у нас на сайте. И сегодня мы имеем торговую марку «Рутмарк», представленную во всех крупных магазинах туристической направленности и интернет-гипермаркетах и офлайн-магазинах России, Беларуси, Казахстана, Азербаджана, Украины и даже на Amazon.com.
Надо отметить, что за эти годы ты достиг успехов. Какой из твоих навыков оказался самым полезным?
Когда я выпускался из питерской бизнес-школы, где получал степень МВА, ректор института дал нам определенную формулу успеха, которую я позволил себе немножко доработать. Она в той или иной степени есть у каждого предпринимателя на интуитивном уровне, но только когда ее озвучили, я стал ее использовать целенаправленно и осмысленно.