«Мы о детях ничего не знаем»
На прошлой неделе московская школьница попала в больницу с ножевым ранением в живот. Неделей раньше в Кирове отец ученика избил учительницу. До этого была затравленная одноклассниками девочка, еще раньше — издевательства старшеклассника над младшеклассником, снятое на телефон… агрессия прописалась в школе? Можно ли ее остановить, выяснял «Огонек».
Буллинг в школе, родительская агрессия по отношению и к детям, и к педагогам — одна из самых тревожных характеристик сегодняшнего дня. Чем больше об этом сообщений, тем привычней они. Самое поразительное, что и школы, и само Министерство просвещения, провозгласившее среди своих главных задач воспитание, молчат. Есть ли решение этой проблемы? С этим вопросом «Огонек» обратился к Артуру Реану, руководителю лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ, академику РАО, одному из авторов исследования «Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи».
— Каждая неделя приносит душераздирающие новости — то травля в школе, то родители нападают на учителей. И никакой реакции со стороны школы…
— Это объяснимо. Воспользуюсь медицинским термином: у нас нет протокола, то есть прописанного порядка действий в таких случаях. У врачей он предусмотрен. Если ставится диагноз, например гипертония, дальше врач должен действовать строго по протоколу: госпитализация, курс лечения и так далее. Эти действия не зависят от таланта врача, любой из них должен действовать как предписано. Но в нашей школе подобных протоколов просто нет. Учителя не знают, как надо реагировать на случаи агрессивного поведения ребенка, не понимают, что делать, если они видят насилие. Да, есть школы, где с таким учеником хотя бы поговорит учитель, а в основном педагоги таких случаев просто не замечают либо не придают им значения.
Мы проводили исследование, в котором задавали родителям вопрос: от кого они узнают, что их ребенок стал жертвой травли? В большинстве случаев от самого ребенка. А ведь не каждый ребенок расскажет об этом родителям. А если и расскажет, то не сразу, а лишь когда его уже совсем довели. Известно: в подростковом возрасте жаловаться не принято, считается, если рассказываешь, ты слабак, стукач. На втором месте — я возвращаюсь к исследованию — одноклассники. О том, что ребенка травят, родители узнают от учителей только в 5 процентах случаев. От психологов — в 1 проценте.
— Многие рассуждают так: подумаешь, это всегда было. Нормальное дело ведь — детские поддразнивания, толчки на перемене, кто вырос без этого?
— Я понимаю, что есть законы детского сообщества и нельзя детей превращать в стариков. Дети часто совершают поступки, которые не всегда укладываются в общепринятые нормы поведения. Но для них это способ социализации, они должны попробовать жизнь «на допустимость». «На ощупь» выясняют, что можно делать, а что вызовет отрицательную реакцию сверстников и взрослых. Безобидные шалости — это одно. Но они могут перерастать в серьезную травлю. Даже не обязательно в физическую, это может быть и вербальная форма. И если доходит до серьезных оскорблений, травля может воздействовать на жертву гораздо сильнее, чем физическая агрессия. Нередко детские суициды связаны именно с вербальной травлей. Трудно давать рекомендации, когда именно надо вмешиваться взрослым,— все детские коллективы разные. Но есть одно обязательное условие: все факты детской агрессии должны отслеживаться педагогами и должна быть реакция педагогов. А вот с этим у нас в школах большая проблема.
— А если они этого не делают, то вмешиваются родители? Как в недавнем случае в городе Большой Камень, где отцы наказали хулигана, издевавшегося над детьми, окунули его головой в унитаз? Родительский самосуд — новое явление?
— Скорее экстраординарный случай. Но время от времени такое, к сожалению, происходит. И раньше тоже бывало — родители дадут обидчику подзатыльник или за уши оттаскают. Но таких эксцессов, как в городе Большой Камень, не было. Никаких оправданий родительскому насилию быть не может. А вот психологические объяснения таких случаев возможны.
— Например?
— В психологии есть понятие: действие в состоянии аффекта или в состоянии на грани аффекта. Мощные эмоции снижают рассудочный контроль человека над своими поступками. Но есть тонкость: аффективные реакции происходят «здесь и сейчас». Папа увидел, что его ребенка обижают, подбежал и наказал обидчика. Повторю: это тоже недопустимо, но этому есть не морально-нравственное, а психологическое объяснение. В городе Большой Камень было не так. Тот пятиклассник постоянно третировал других детей. Думаю, родители ждали реакции учителей, но ее не было. Папы обсудили ситуацию, собрались, пришли в школу и, как им казалось, справедливо вступились за своих детей. И если эпизоды родительского насилия оставлять без общественной реакции, так же как и буллинг, они скоро станут типичным явлением. Потому что сформируется образец родительского поведения, с которого другие будут брать пример.