Алексей Мордашов вспоминает вместе с нами прошедшие пятнадцать лет

ForbesБизнес

«Я никогда не стремился быть богатым»

Герой первого номера российского Forbes Алексей Мордашов вспоминает вместе с нами прошедшие пятнадцать лет.

Текст: Николай Усков
Фото: Семен Кац

В апреле 2004 года вышел первый номер Forbes с вами на обложке. Вы помните свои эмоции?

Эмоции? Да нет, много лет прошло. Наверное, были какие-то эмоции. Все-таки Forbes — известный журнал...

Интервью у вас брал наш первый редактор — Пол Хлебников.

Он был очень энергичным, заинтересованным — задавал много вопросов, ему было интересно разобраться в том, что происходило.

А почему он выбрал именно вас героем первого номера?

Очень хороший вопрос. Самого Пола уже теперь не спросишь. Мне кажется, он хотел найти бизнесмена, который имел бы достаточно приличную биографию и какой-то потенциал в развитии, надежду стать кем-то значимым для общества, не знаю, как точнее сформулировать. Кроме того, приватизация «Северстали» не была связана с корпоративными конфликтами в отличие от ряда других предприятий в России. Он тогда написал, насколько я помню: «Это один из тех предпринимателей, в отношении которого мы все должны определиться: мы его любим или ненавидим, будем поддерживать или будем сдерживать». В нашей стране тогда не было консенсуса по поводу капитализма. Возможно, и до сих пор его нет.

Вы могли бы сравнить себя в 1990-е, когда вы создавали «Северсталь», в нулевые и сегодня?

Вы знаете, что-то поменялось, что-то осталось неизменным. Например, какие-то фундаментальные вещи: внимание к людям, понимание того, что именно люди — ключ к успеху и надо выращивать культуру в компании, чтобы бизнес был успешным, — это не изменилось. С годами пришла эмоциональная зрелость, я стал старше, больше стало понимания процессов, профессионализма, спокойствия, но и усталости больше.

Усталости больше?

Конечно… Я постоянно обсуждаю, каким меня видят мои коллеги-подчиненные, у нас есть специальная система оценки «360 градусов». Не знаю, есть ли такая практика в редакции Forbes. Это классическая западная система. Кстати, мы все эти годы пытались применять доказавшие свою эффективность западные инструменты управления предприятиями. Внимание к людям — их ключевой принцип. Все эти годы я задавал себе вопрос: кто я, насколько я эффективен, в чем мои сильные и слабые стороны? Как раз эта оценка, когда они оценивают меня, а я их, позволяет поддерживать форму и развиваться.

У нас же Византия, вам льстят наверняка безбожно?

Лесть я не люблю, к тому же она сразу заметна. Я все время спрашиваю своих коллег: изменился ли я? И мне все говорят, что изменился. Я надеюсь, что стал больше обращать внимания на чувства людей, стал более спокойным.

Вы упомянули свои слабые стороны.

Американцы называют их areas of improvement. У меня это управление временем, долгие совещания, чрезмерное внимание к деталям. Коллеги обращают внимание на то, что я иногда трачу свое время на неважное.

В смысле излишне контролируете?

На совещаниях я слишком сильно вникаю в детали.

А если говорить про бизнес, экономику, страну в целом. Как вы оцениваете изменения?

Мы точно прошли большой путь за эти 15–20 лет. Несомненно, самым ярким и главным достижением я считаю рост уровня жизни людей. Вспомним 1990-е, мы вошли в эти годы с ужасающей статистикой уровня жизни людей: за чертой бедности было более 30%. Я закончил институт в 1988 году, в 1991-м был замначальника планового отдела комбината, в 1992-м стал финансовым директором. Достаточно хорошо помню эти годы: ужас какой-то, тотальный дефицит, все сферы нашей жизни — культура, здравоохранение — почти полностью развалены. Сегодняшняя ситуация радикально отличается от той, нулевые принесли нам колоссальный импульс развития. Что еще важно? Был остановлен вектор на саморазрушение и дальнейшую дезинтеграцию страны, проявившийся в позднем СССР и сохранявшийся в 1990-е.

А чего не удалось сделать?

Наша экономическая система остается достаточно непростой для ведения бизнеса, особенно для малого и среднего. Не получилось добиться консенсуса по некоторым важным вопросам нашей жизни, таким как частная собственность, капитализм. Если вы сейчас выйдете на улицу и спросите 100 человек о том, хорошо это или плохо иметь частную собственность на средства производства, то услышите очень разные ответы.

Кто виноват? Может, у бизнеса плохая репутация?

Знаете, я бы не сказал, что у бизнеса плохая репутация. Один раз я участвовал в разговоре с несколькими десятками людей бизнеса, это было лет двадцать назад, и разговор был о том, почему у российского бизнеса такая плохая репутация за рубежом и что нужно сделать, чтобы ее улучшить. Один крупный чиновник сказал: «У нас вообще у всех репутация сходная, плохая: у бизнеса плохая, у народа плохая, у правительства плохая, — у нас у всех репутация вызывает вопросы». Поэтому я думаю, что мы все виноваты, не нашли достаточно энергии, ума, чтобы лучше относиться друг к другу. Помните великую поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Всем нехорошо.

А вам хорошо?

Да. Хотя и непросто — очень много вызовов, очень много сложностей, как у всех, наверное. Но это же от нас зависит, хорошо нам или нет. Этот простой факт еще пока не стал понятным для всех. Ведь это мы все, россияне, живем в этой стране. Это не враг к нам прокрался, мы вместе ведем себя, как ведем, выбираем правительство, которое заслуживаем. За эти годы многое получилось, но при этом мы почему-то все больше и больше романтизируем советское прошлое. Несомненно, там было много хорошего, но и много плохого. Я вспоминаю слова, которые написал Юлиус Фучик незадолго до смерти в концлагере: «Народ, забывающий свое прошлое, обречен пережить его вновь. Люди, я любил вас. Будьте бдительны». Мне кажется, очень важно помнить эту правду о прошлом. Какие-то ролики гуляют по интернету. Например, священник моего возраста вещает о том, что Cоветский Cоюз был высокоморальной страной. Или врач рассуждает о преимуществах советской медицины. Или говорят, что тогда все были равны, забывая о привилегиях номенклатуры и кумовстве. Отдыхал я однажды в Ялте, и мы отправились на экскурсию в Массандровский дворец. Нам рассказывают, что дворец этот строился для Александра III, а после революции его выделили Бухарину, последним его обитателем был председатель Верховного Совета СССР Лукьянов. Я подумал, как это интересно: революционер Бухарин, сторонник диктатуры пролетариата, не мог обходиться без императорского дворца. Я хорошо помню советское время, я в детстве все время ходил отоваривать талоны на колбасу. Первые джинсы купили вроде после 9-го класса. И это было событие. Я помню, как в больнице ни шприцов, ни бинтов — ничего не осталось, то есть мы дошли до тотального разрушения.

У вас большой бизнес, от ваших решений зависят жизни минимум 90 000 человек. На самом деле значительно больше. В чем вы видите миссию крупного бизнеса в России?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путь в гору Путь в гору

Как боец Хабиб Нурмагомедов стал одним из главных героев мирового спорта

Forbes

Теракт в новозеландском городе Крайстчерч

Esquire
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
«Холодное сердце»: как снова стать собой, если чувства заморожены «Холодное сердце»: как снова стать собой, если чувства заморожены

Быть собой — казалось бы, чего уж проще. Чувствуй, мечтай, живи

Psychologies
Драма рубля Драма рубля

В последние полтора года российской экономике везло с нефтяными ценами

Forbes
Гонка на понижение цены. Как продавцам заработать при работе с маркетплейсами Гонка на понижение цены. Как продавцам заработать при работе с маркетплейсами

Комиссии российских маркетплейсов могут достигать 38% от цены товара

Forbes
Газовое сияние Газовое сияние

Проект «Ямал СПГ» переходил из рук в руки, в итоге его построил Леонид Михельсон

Forbes
Обзор игры «Метро: Исход»: невероятное путешествие по России Обзор игры «Метро: Исход»: невероятное путешествие по России

Тестируем новую игру "Метро: Исход" и проверяем, как работает RTX ON.

CHIP
Из рук в руки Из рук в руки

15 лет российского футбола в историях пяти клубов

Forbes
Все, что ни делается, – к лучшему? Все, что ни делается, – к лучшему?

Насколько сильно наша жизнь зависит от того, как мы сами ее воспринимаем

Psychologies
Хозяйке на заметку Хозяйке на заметку

Наталия Шагарина создала агрегатор акций и скидок и продала его «Яндексу»

Forbes
Без конвоя Без конвоя

Калифорнийский стартап строит грузовые дроны для полетов на все континенты

Популярная механика
Назад в будущее Назад в будущее

Cовременная капиталистическая модель получила удар в самое сердце

Forbes
Мetro будет доставлять продукты на дом в российских регионах Мetro будет доставлять продукты на дом в российских регионах

Сеть гипермаркетов Metro занялась розничными продажами через интернет

Forbes
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Как общаться с коллегами, которые слишком много говорят Как общаться с коллегами, которые слишком много говорят

Почему некоторые люди так много говорят

Psychologies
Эпоха жадности Эпоха жадности

Лучшие обложки в истории журнала

Forbes
Ла-Ла Ленд Italiano Ла-Ла Ленд Italiano

Алексей Воробьёв продолжает расширять географию своего творчества

OK!
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
1001 обязанность: как не дать делам себя поглотить 1001 обязанность: как не дать делам себя поглотить

Иногда кажется, что дел слишком много, а времени в сутках слишком мало

Psychologies
Болотная площадь Болотная площадь

Как городские парки и скверы могут помочь избежать затопления улиц

Forbes
5 вопросов о гастрите 5 вопросов о гастрите

Какие стереотипы о гастрите крепко сидят в наших головах

Лиза
Дорога в никуда Дорога в никуда

Чем обернулся проект строительства скоростной железной дороги в Калифорнии

Forbes
Оно того (не) стоило: самые безумные траты знаменитостей Оно того (не) стоило: самые безумные траты знаменитостей

Рассказываем, на что селебрити без зазрения совести тратят свои миллионы

Cosmopolitan
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
«Капитан Марвел»: как продюсеры продвигали фильм, чтобы мы пошли в кино «Капитан Марвел»: как продюсеры продвигали фильм, чтобы мы пошли в кино

История создания сольного фильма в киновселенной Marvel о женщине-супергероине

Esquire
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Face в костюме, Уильямс в кристаллах и Гарфилд, похожий на цыганского барона

GQ
Свое «Твое» Свое «Твое»

Отказавшись от франчайзи, торговая марка «Твое» увеличивает продажи в онлайне

Forbes
4 ситуации, когда расстаться с девушкой в мессенджере нормально (иначе никак) 4 ситуации, когда расстаться с девушкой в мессенджере нормально (иначе никак)

Как расстаться с девушкой в мессенджере

Playboy
Открыть в приложении