Скульптор Николай Никогосян отмечает столетие масштабной выставкой

Огонёк

Любовь и камень

Выставка «Уходящая классика», посвященная 100-летию выдающегося мастера скульптуры Николая Никогосяна, откроется на этой неделе в Третьяковской галерее. 130 скульптурных, живописных и графических работ, представленные на выставке, созданы им за 70 лет творческой деятельности

Ашот Джазоян

Николай Никогосян — бабочка, парадный портрет и скульптуры. Так и надо встречать столетний юбилей. Фото Б. Сысоев

Почти 10 лет назад Николай Багратович Никогосян представлял в Новом Манеже свою выставку, приуроченную к 90-летию. Зрители не увидят, как на скульптурах появляется патина. Произведения искусства предстанут как вечно живое, изменяющееся и изменяющее нас начало…

Когда в большой семье решали, как назвать выставку, которая открывается в Третьяковской галерее (замечу: по следам экспозиции большого друга мастера — Мартироса Сарьяна), название — «Уходящая классика» — придумал сам художник. Он прав, имея в виду свой возраст. И не прав, потому что классика не уходит. Напротив, она обладает свойством живой воды.

Своего дядю я знаю с тех пор, как мне исполнилось 7 лет, именно тогда я стал ездить к нему в Москву. Он всегда удивлял — своей безудержностью и правилами жизни, которые отличались от принятых. Правила у него всегда были свои собственные.

…В мастерской с самого утра слышится окрик: «Гоген!» — имя маленькой собачки, которую он назвал так из-за окраса — у нее масть цвета охры — и в честь любимого художника.

Для людей, живущих рядом, общение с Никогосяном — это своеобразная учеба. В 7 утра он уже на ногах, и если у него нет натуры, то у себя в мастерской он пишет автопортрет, сидя перед зеркалом в обязательной красной вязанке. Наверное, поэтому у него их более 1000, и он продолжает их писать.

Он как-то сказал мне: «Если я не буду рисовать каждый день, я могу что-то потерять и перестану быть художником». И это говорит академик Российской академии художеств, народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР.

У Николая Багратовича и в камне, и в дереве, и в бронзе на метафизическом уровне соединилось армянское и русское. Он всегда интересно говорит, хотя и допускает вольные стилистические формулировки. Когда мы снимали фильм «Художник», поняли, что главное — озвучивать мысли Николая Никогосяна, ведь в каждой его фразе — фантастическая энергия, острота мировосприятия, смысл, тайна. И желание направить собеседника на свой внутренний поиск.

— Понимаешь, у нас в культуре творится большая несправедливость: есть музей Шилова и очень грустно, что до сих пор нет музея Кончаловского, Сурикова, Врубеля.

Только мастер умеет убрать из камня лишнее. Фото Владимир Савостьянов / Фотохроника ТАСС

За долгие годы общения с ним я ни разу не слышал, чтобы он о ком-либо говорил плохо: ни о коллегах, ни о друзьях, ни о родственниках. Даже о тех, кто, заняв, не возвращал ему деньги. Он может выругаться, когда видит, что перед ним фальшивое, формальное творчество. Но эти задиристые, колючие реплики не будут касаться самой личности человека.

— Понимаешь я уже в 6 лет пас овец у подножия Арарата. С тех пор я полюбил эти армянские камни, без которых нет моей страны, и они с тех пор рядом со мной в мастерской всю мою жизнь.

Его отец до прихода большевиков был богатым землевладельцем, но к труду приучал всех домочадцев.

— В 16 лет я танцевал в балете. Однажды пригласил на спектакль отца Баграта. Он сел в первый ряд и вдруг узнал меня, родного сына, в образе черта в балетном обтягивающем трико. А я перебирал лапками, гримасничал, и отец, которого знало выжившее после революции дворянство Армении, встал, плюнул на сцену и ушел. Такие вольности он не мог простить никому, тем более родному сыну. После он отчитал меня: «На балет больше не пойдешь, голые женщины до добра не доведут. И вообще, искусство выбрось из головы».

Прошло много лет, и дядя разрешал деду Баграту присутствовать на сеансах обнаженной натуры, ну и мне как самому маленькому. Коля подмигивал престарелому отцу и продолжал по-армянски: «Пап, помнишь, ты говорил, выбрось из головы голых девушек, а теперь ты смотришь на них не отрываясь».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прямая речь прямого действия Прямая речь прямого действия

Заметки на полях стенограммы заседания президентского Совета по правам человека

Огонёк
Меню долголетия: что добавить в рацион Меню долголетия: что добавить в рацион

Некоторые продукты даже в самых минимальных количествах обладают уникальным действием на организм. Они ускоряют обмен веществ, замедляют старение и повышают работоспособность. К тому же они делают ежедневный рацион интереснее и разнообразней.

Psychologies
Самый большой Самый большой

Чиновники могли входить на территорию дворца только с ведома императора…

Дилетант
Есть врачебные ошибки, а есть врачебные несчастья Есть врачебные ошибки, а есть врачебные несчастья

Почему не все ошибки медиков должны заканчиваться тюрьмой

СНОБ
Маленький шаг Маленький шаг

Первый этап колонизации Солнечной системы

Мир Фантастики
Это уже слишком! Это уже слишком!

Где, по мнению мужчин, проходит грань между сексуальностью и пошлостью?

Cosmopolitan
С закрытыми глазами С закрытыми глазами

Почему мы не можем жить без сна и умеет ли сова превращаться в жаворонка?

Добрые советы
Елена Брусилова Елена Брусилова

Президент сети частных клиник «Медси» про любовь и конфликты в медицине

GQ
Плот больного воображения Плот больного воображения

Яхтсмен Дональд Краухерст – самый загадочный горемыка яхтенного спорта

Maxim
Давид Фельдман: Четыре вида террора. Как государства и одиночки управляют обществом Давид Фельдман: Четыре вида террора. Как государства и одиночки управляют обществом

Как и когда террор стал методом управления обществом?

СНОБ
«Я всегда хотел быть героем» «Я всегда хотел быть героем»

Интервью с актером Владимиром Яглычем

OK!
Рижский бальзам Рижский бальзам

Дом на Рижском взморье в классическом стиле

AD
“Я планирую стать веселой парижской старушкой!” “Я планирую стать веселой парижской старушкой!”

Диана Крюгер убеждена: нет ничего практичнее отчаянных поступков

Psychologies
50 самых стильных иностранцев в 2018 году 50 самых стильных иностранцев в 2018 году

Те, кто заработал себе место в списке самых стильных иностранцев

GQ
Вот так стена! Вот так стена!

Необычное оформление стен детской

Лиза
Дежурные по планете Дежурные по планете

Как энтузиасты из разных стран заботятся об окружающей среде

СНОБ
Чаевые Чаевые

Арт-директор ресторана — что за фрукт и чем занят?

SNC
Пятьдесят черепах Пятьдесят черепах

История о женщине, которая спасает черепах, занесенных в Красную книгу

СНОБ
Бессеребренники Бессеребренники

Как идеи режиссера Кирилла Серебренникова живут и без него

Esquire
Полет Додо Полет Додо

10 лет бизнеса в России в истории одного умника

Русский репортер
В постели с врагом В постели с врагом

Какие привычки больше всего раздражают нас (и их) в постели

Cosmopolitan
Городские истории Городские истории

Московская квартира в духе современной городской классики

AD
Зачистка и рывок Зачистка и рывок

Россией правят списки — тайные, как при советской власти, и явные, как сейчас

СНОБ
Алексей Франдетти Алексей Франдетти

Театральный режиссер Алексей Франдетти – «баловень судьбы»

Esquire
Нежные бури Нежные бури

Ваш ребенок впервые влюбился. Как ему помочь и оказать поддержку

Добрые советы
«Я девушка, которая бегает с мачете в руках по Амазонии» «Я девушка, которая бегает с мачете в руках по Амазонии»

Телеведущая Регина Тодоренко решила начать с чистого листа

OK!
Модель дома Модель дома

Удивив всех, Поппи Делевинь переехала жить на тихую окраину

Vogue
Кнопка о двух концах. Чем мы рискуем, нажимая «я согласен» Кнопка о двух концах. Чем мы рискуем, нажимая «я согласен»

Как крупные корпорации анализируют личные данные пользователей

СНОБ
Американские герои Американские герои

Как и на чем зарабатывает российский офис The Walt Disney Company

РБК
Вьетнам: за супом фо! Вьетнам: за супом фо!

7 причин, чтобы собрать чемоданы и отправиться в страну вечного лета

Лиза
Открыть в приложении