Куда вуз пошлет
Законопроект об обязательном распределении вузовских выпускников, обучающихся за счет госбюджета, внесен в госдуму и уже вызвал критику. Почему идея принудительного трудоустройства до сих пор популярна, разбирался «Огонек»
За последнее время это уже, кажется, третья попытка вернуть советскую практику распределения выпускников. Дискуссии были в 2010–2011 годах — тогдашний президент Дмитрий Медведев высказался против реанимации советского опыта. В 2013-м депутат Андрей Исаев предлагал законопроект «О первом рабочем месте» — тоже с обязательным распределением выпускников. И все под предлогом заботы о молодых специалистах, которые не могут найти работу. Проект не прошел. И вот опять. Законопроект, подготовленный одним из депутатов, лаконичен, как военный приказ: граждане, обучающиеся на бюджетной основе, обязаны отработать по своему образованию и квалификации от четырех до шести лет в государственном учреждении (в органах власти или на госпредприятии). Или вот еще пассаж: гражданин, не исполнивший этого обязательства, должен возместить в федеральный бюджет расходы на образование и социальную поддержку.
Необходимость таких мер объясняется тем, что, по данным Росстата, многие выпускники вузов не могут найти работу. «Огонек» писал об этой проблеме (№ 11 за 2018 год): в 2017 году в России нигде не учились и не работали 321 тысяча человек с вузовскими дипломами в возрасте до 24 лет.
Проект раскритиковали независимые эксперты, и даже руководство комитета по труду Госдумы и во фракции «Единой России» — прежде всего за архаичность. Такое было возможно только во времена плановой экономики, когда Госплан имел хоть какое-то представление, какие кадры нужны предприятиям. При этом многие выпускники всеми силами пытались увильнуть от распределения, и это несмотря на угрозу лишения дипломов.
Сегодня ситуация другая. «Предприятия не могут планировать потребность в кадрах на четыре-шесть лет,— говорит Елена Косарева, замдиректора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.— Потребность в знаниях и навыках специалистов меняется очень быстро. Даже если предприятия займутся планированием кадров, за такой срок все устареет. Государство будет вынуждено еще и гарантировать выпускникам заработную плату на протяжении четырех-шести лет. А у них не будет мотивации к серьезной подготовке, потому что конкуренция на рынке труда им не грозит. Конечно, хорошо было бы, если бы работодатели планировали свои перспективы. Но сейчас предприятия не понимают, каким будет их налоговый статус через год или какой будет доступность кредитных ресурсов. Что уж говорить о планировании кадров — сейчас это невозможно».
То есть предприятиям возврат распределения не нужен. Может, этого хотят вузы? Тоже вряд ли. Да, некоторые вузы публикуют данные о трудоустройстве своих выпускников. Но это делается скорее для привлечения абитуриентов. Связь системы высшего образования с потребностями рынка труда — вопрос очень непростой, пока не нашедший четкого решения. Даже в Минобрнауки нет единой позиции по этому вопросу. С одной стороны, разворачивается система так называемых опорных вузов, которые должны готовить кадры для предприятий в своих регионах. С другой — в эту систему не вписываются федеральные и научно-исследовательские университеты, у которых задачи не столь утилитарные.
Сергей Серебряников, декан факультета инженерного менеджмента РАНХиГС, обращает внимание на то, что в столичных и региональных вузах очень отличается стоимость бюджетного обучения. А это важно, если возникнет необходимость отработки или возврата молодыми специалистами бюджетных средств: «Образование в Москве и Санкт-Петербурге и других мегаполисах стоит дороже, чем в регионах. Государство выделяет на обучение одного специалиста по 80–150 тысяч рублей в год в зависимости от направления. Реальная стоимость учебы ”на бюджете“ в Москве сегодня переваливает за 200 тысяч рублей. В столице дороже и социалка. В регионах — в разы дешевле. Получается, что тем, кто учился в Москве, придется больше возвращать государству».