Когда всем нехорошо
За пределами официальной пропаганды — мир экспертных мнений, рисующий ситуацию в иных красках и непривычных тонах и оттенках. В Москве они прозвучали на минувшей неделе в формате «Примаковских чтений»
Активное использование пропаганды как оружия в новой холодной войне привело к тому, что за 5 лет санкционного противостояния России и Запада стороны практически перестали слышать друг друга. И это чревато: политическая глухота рано или поздно приводит к конфликту. А между тем в мире экспертных оценок сегодня слышен не только слаженный хор официальных экспертов и лояльных СМИ. Появилось и немало альтернативных оценок ситуации, равно как и прогнозов относительно ее дальнейшего развития. Часть из них прозвучала в Москве на прошлой неделе в ходе «Примаковских чтений – 2019» в выступлениях бывших лидеров Запада и ведущих специалистов крупнейших аналитических центров мира. «Огонек» не мог лишить читателей столь редкой по нынешним временам возможности услышать чужие голоса.
Времена повышенной турбулентности
Основная характеристика, данная на форуме происходящим процессам,— хаос, никем и ничем не контролируемый. «Отныне простые люди могут оказывать большое влияние на политику, и они этим пользуются, мы вступили в век нового беспорядка» (экс-глава МИД Швеции Карл Бильдт). При этом, как выразился немецкий журналист, кинодокументалист и писатель Хуберт Зайпель, «все люди равны, но не все из них одинаково важны — вот та реальность, в которой мы живем».
Словом, «турбулентные времена», как выразился глава регионального бюро Фонда имени Фридриха Эберта по вопросам сотрудничества в мире и Европе Рейнхард Крумм. Он же привел цифры результатов недавнего соцопроса, проведенного экспертами фонда в семи странах — Франции, Латвии, Польше, Сербии, Украине, Германии и России. Выяснилось, что 46 процентов опрошенных убеждены в том, что новый глобальный конфликт неизбежен. При этом 43 процента видят в качестве главной угрозы миру Россию, а 50 процентов — США.
И все потому, что власти обеих стран не стесняются в выражениях и активно используют инструмент санкций, не говоря уже о пропаганде и фейковых новостях, которые все чаще подменяют собой факты. При этом «каждая из сторон требует принятия только своей точки зрения, а при таком подходе компромисс невозможен», считает директор института Кеннана в Международном научном центре имени Вудро Вильсона Мэтью Рожански. К тому же, по его мнению, усугубляет ситуацию ностальгия по прошлому, которой в равной степени страдают и Москва, и Вашингтон.
Препятствуют разрядке и действия нынешней американской администрации: «Болтон пытается удалить США из всех существовавших международных договоренностей и при этом блокировать создание новых»,— убежден директор Центра исследований нераспространения Миддлберийского института международных отношений Уильям Поттер. А это приводит к тому, что и другие страны, глядя на Вашингтон, выполняют только те обязательства, в которых заинтересованы. Отсюда «амнезия» ряда стран по части исполнения обязательств Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В Вашингтоне вообще убеждены, что «договоры нераспространения не кровью писаны и мир не придет к концу из-за их невыполнения», потому как они не отвечают новым требованиям безопасности из-за появления новых сверхточных видов вооружения, а успех в войне будущего будет определять гиперзвуковое оружие» (ведущий научный сотрудник Центра военно-морского анализа в Арлингтоне и центра Вудро Вильсона в Вашингтоне Майкл Кофман).
И, наконец, еще один катализатор негативных процессов — гонка технологий. По мнению директора Центра стратегического прогнозирования Атлантического совета Мэтью Барроуза, «США убеждены, что технологические карты у них и у Евросоюза, но они ошибаются». А ведь стремительное развитие технологий сказывается прежде всего на экономическом потенциале стран.
Не удивительно, что не один и не два участника «чтений» сравнили нынешнюю ситуацию в мировой экономике со временами Великой депрессии. И это настораживает: следствием кризиса конца 1920‑х стала Вторая мировая война.