О новых тенденциях в российском кино и о том, чего уже удалось достичь

ОгонёкРепортаж

«Кино дает опыт синхронизации чувств»

25 января состоялось вручение премий «Золотой орел» — российского аналога «Оскара». О новых тенденциях в российском кино и о том, чего уже удалось достичь, «Огонек» поговорил с Марией Лемешевой — главным редактором журнала «Кинорепортер», специальный номер которого был презентован в ходе церемонии

Мария Лемешева уверена в востребованности и высоком качестве российского кино. Из личного архива

Мария, как за минувший год изменился российский кинорынок? В чем причины изменений?

— 2018 год подтвердил тенденцию, наметившуюся еще в 17-м году, после выхода «Последнего богатыря»: отечественное кино на внутреннем рынке наконец-то стало равноправным конкурентом голливудской продукции. Самым очевидным подтверждением этого тезиса стали прокатные показатели фильмов «Движение вверх» и «Лед». «Движение вверх» посмотрело больше 11 млн человек, а это примерная цифра активной аудитории кинотеатров вообще по всей стране. Грандиозный результат! Хотя об успехах ушедшего года гораздо красноречивее меня сказали итоги национальной кинопремии «Золотой орел».

— Актуальна ли сегодня, на ваш взгляд, проблема привлечения зрителя в кинотеатры?

— Поход в кино перестал быть самой доступной и привычной формой проведения досуга. Киноиндустрия, разумеется, не может игнорировать это обстоятельство и отвечает на него резким повышением качества сериальной продукции, ориентированной как раз на мониторного зрителя. Однако потребность в походах в кино все равно никуда не денется. И тут я вижу две парадоксально рифмующиеся тенденции. С одной стороны, кино как будто возвращается к своим аутентичным балаганно-аттракционным корням. И это явление всемирное, посмотрите «Трансформеры» или «Мстителей», все строится на внешней эффектности. Человек идет за зрелищем, которого он недополучит у экрана монитора или телевизора, ради погружения в фантастический мир. Но, с другой стороны, в России и по всему миру все отчетливее заметна нарастающая кинотеатральная популярность авторского кино. Так, прокатные сборы «Аритмии» составили около сотни миллионов, и это очень достойный показатель для авторской камерной драмы. Казалось бы, такое кино можно посмотреть и дома. Почему люди пошли в кинотеатр? Думаю, хотелось разделить эмоциональное напряжение с другими: кино дает опыт синхронизации чувств. В эпоху сетевой дистанцированной коммуникации и привычки к киноаттракционам эта тяга будет непрерывно возрастать.

— Какие киножанры были популярны в России в минувшем году и почему, на ваш взгляд? Можете ли вы определить какой-то кинотренд российского проката 2019 года?

— Первым бросается в глаза продолжающийся успех спортивных драм, помимо уже названных «Движения вверх» и «Льда», стоит вспомнить еще и «Тренера» — режиссерский дебют Данилы Козловского. Возрастающая популярность спортивных фильмов вписывается в общий тренд популяризации спорта и здорового образа жизни, особенно актуализированный в последние годы в России. Неслучайно в 2019 году нас ожидает премьера еще одного спортивного блокбастера — долгожданного «Вратаря галактики» Джаника Файзиева. Традиционно востребованными оказались военные фильмы и кинокомедии. Комедия пользуется популярностью везде и всегда, начиная чуть ли не со времен изобретения кинематографа. Отдельный интерес представляет процесс активной интеграции на рынок отечественных фильмов в жанре хоррор. В этом году на экраны вышли «Русалка. Озеро мертвых» режиссера Святослава Подгаевского, «Проигранное место» — режиссерский дебют Надежды Михалковой, «Проводник» Ильи Максимова, «Гоголи» Егора Баранова тоже могут быть причислены к хоррорам. Надо констатировать, что мы все еще находимся в ожидании прорыва на этом жанровом рубеже. Зритель явно еще не изжил скепсис по отношению к отечественным опытам с мистикой и ужасами. Но я убеждена, что надо продолжать поиски в этом направлении, и количество непременно перейдет в качество.

— Какие факторы влияют на выбор зрителя между отечественной лентой и иностранной?

— Факторов огромное количество. Каждый зритель — явление уникальное. Возраст, образование, род деятельности, круг общения — все эти биографические обстоятельства формируют их вкусовые предпочтения в кинематографе. Долгое время у огромной части нашей аудитории действовал стереотип по отношению к отечественному кино: «Не буду смотреть этот фильм?» — «Почему?» — «Потому что он русский». А после просмотра: «Надо же, какое у нас кино снимают». Мне кажется, этот заведомый негатив удалось преодолеть. Доверие к отечественному производителю постепенно возвращается. Но это не повод останавливаться на достигнутом. Главное — не забывать, что зрителя всегда надо удивлять, искать новые подходы к нему. Мне кажется, одним из факторов разворота нашего зрителя в сторону отечественных фильмов может стать и определенный кризис идей, возникший в Голливуде. Понятно, что вариации на темы звездных войн и комикс-вселенных не могут быть бесконечными. В этом году нас ждут грандиозные диснеевские премьеры — полнометражные игровые фильмы «Аладдин» и «Король Лев», адаптации знаменитых мультфильмов. Да, это свидетельствует о серьезных технических достижениях, но подспудно возникает ощущение топтания на месте в идейном плане. Поэтому лично я считаю показ последней части «Елок» позитивным знаком для нашего кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Esquire поговорил с продюсером, режиссером и сценаристом «Серебряных коньков»

Esquire
Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие» Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие»

Актриса Александра Власова — о марафонах желаний и способе исправить осанку

Здоровье
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
Страсть, близость и обязательства: что такое любовь Страсть, близость и обязательства: что такое любовь

Что такое любовь с точки зрения психологии и что под любовью подразумевают люди?

Forbes
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
4 простых способа узнать человека по-настоящему 4 простых способа узнать человека по-настоящему

Как узнать человека быстро и без тестов от спецслужб?

Psychologies
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада

В 1860-х на американском Диком Западе существовал свой сервис доставки писем

ТехИнсайдер
Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать? Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать?

Как нужно делать музыку, которую будут слушать

Монокль
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга

Существует ли идеальный возраст для пластики? Спросили у хирурга

VOICE
Начни сейчас Начни сейчас

Как яркая, харизматичная женщина силой воли взяла себя в руки, чтобы похудеть

OK!
«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
«Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум» «Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум»

Юрий Бородавко о перспективной молодежи в команде и российском инвентаре

Ведомости
Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
Амазонские дельфины помочились в воздух Амазонские дельфины помочились в воздух

Как китообразные используют мочеиспускание для коммуникации

N+1
Искусство маскировки Искусство маскировки

Многие симптомы разных болезней маскируются под особенности характера

Лиза
Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу» Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу»

Если бы не он, не бывать мне артисткой. Соломин стал моим ангелом-хранителем

Коллекция. Караван историй
Что где есть в Петербурге Что где есть в Петербурге

Как Леонард Конвишер стал главным панком азиатской кухни в Петербурге

Собака.ru
Время собирать камни Время собирать камни

Стоит ли вкладывать деньги в природные бриллианты?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ванкель — движение по кругу Ванкель — движение по кругу

Как изобретался и развивался роторно-поршневой двигатель?

Наука и жизнь
Передозировка витаминов Передозировка витаминов

Чем опасен избыток витаминов?

Здоровье
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий» Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»

Юлия Пересильд о том, стоит ли бояться ИИ и какие фильмы любит пересматривать

Ведомости
Новый виток Новый виток

Стася Милославская о непростых съемках на зимней натуре, северном сиянии и любви

Grazia
Турция: есть ли жизнь после Эрдогана? Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?

Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

Монокль
Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи! Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи!

Как ученые смогли доказать, что под замком Сфорца существуют подземные туннели

ТехИнсайдер
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Открыть в приложении