Информатика к размышлению
В стране стартовал Единый государственный экзамен. 779 тысяч человек приступили к испытанию, которое открывает дорогу в вуз. Эксперты уверяют: наше высшее образование стоит на пороге больших перемен, и с многими новшествами абитуриенты столкнутся уже в этом году. Среди них — резкое увеличение количества бюджетных мест по направлению информатика. Об этом, а также о новых социальных трендах и законодательных инициативах, которые могут изменить лицо нашей высшей школы, узнал «Огонек»
На прошлой неделе в правительстве обсуждали вопрос о подготовке кадров в вузах. Итог: необходимо еще на 10% урезать бюджетные места на гуманитарных и социально-экономических направлениях. Премьер Дмитрий Медведев объяснял это необходимостью «готовить кадры по нужным для государственной экономики специальностям».
Парадокс в том, что никто ни точно, ни даже приблизительно не знает, сколько и каких специалистов с высшим образованием нужно отечественной экономике. Раньше этим занимался Госплан (плохо или хорошо — другой вопрос), сейчас представления о том, какая у нас будет экономика, что за специалисты ей понадобятся, в каком количестве и как их готовить, нет. Экономика страны в застое. Ни один директор завода не скажет, сколько и каких специалистов ему нужно будет через четыре, пять или шесть лет. И ни одно кадровое агентство не знает, какие кадры будут востребованы через год. И даже никакая великая и ужасная Big Data, которой по силам все посчитать, здесь не выручит.
Что же тогда известно? Что число промышленных предприятий с 90-х годов прошлого века упрямо сокращается — сегодня индустриальное производство занимает лишь 20% в общем объеме экономики. При этом число технических университетов остается прежним. И они в прежнем режиме продолжают ковать кадры.
Зато бюджетный прием на гуманитарные специальности сокращается. Почему стране, не вылезающей из экономической стагнации, не нужны экономисты — отдельный вопрос. Не вызывает дискуссий и другое — спрос абитуриентов именно на гуманитарные специальности неизменно высокий. Уже который год подряд на первом месте среди экзаменов по выбору при сдаче ЕГЭ стоит обществознание (без которого не поступить ни на какую специальность кроме технической). В этом году его выбрали 385 тысяч человек, или 57% от общего числа выпускников. Результат — бешеные конкурсы на социально-экономические и гуманитарные направления. В прошлом году от 100 до 550 человек претендовали на бюджетные места в некоторых вузах по направлениям лингвистика, фармация, юриспруденция, государственное и муниципальное управление, реклама и связи с общественностью, менеджмент, гостиничное дело, экономика, управление персоналом. Рекорд был установлен в Московском лингвистическом университете: на единственное бюджетное место по направлению правовое обеспечение национальной безопасности претендовали 642 абитуриента. И в этой толпе у дверей вузов стоят лучшие выпускники, набравшие 70–90 баллов на ЕГЭ. И наоборот, конкурсы меньше двух человек на место были по направлениям машиностроение, приборостроение, прикладная математика, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. Потому что там по 40– 60 бюджетных мест на первых курсах.
Секрет этой, казалось бы, нелогичной системы прост. Стоимость обучения одного студента на технической специальности — 180 тысяч рублей в год. На гуманитарной — 70 тысяч. А значит, вузы зарабатывают дважды. Первый раз, когда получают бюджетные деньги на инженеров непонятно какого качества, но зато в большом количестве (туда идут более слабые абитуриенты, часто «троечники»). Второй — когда собирают деньги с родителей абитуриентов, хорошо сдавших ЕГЭ и выбравших гуманитарные направления.
С этого года у вузов, судя по всему, появится третий источник денег. Оказывается, нашей стране срочно нужны специалисты по информатике. Причина — национальный проект «Цифровая экономика». Айтишников сейчас выпускают около 50 тысяч человек в год. И правительство намерено увеличить число бюджетных мест на первых курсах на 120 тысяч. То есть в сумме получится 170 тысяч. И снова те же вопросы: как подсчитывалась потребность в таком количестве специалистов? Какого профиля они нужны? Похоже, и здесь ответов нет. А что известно? ЕГЭ по информатике в этом году сдают 100 тысяч выпускников школ. Со спросом со стороны абитуриентов опять нестыковка. Нет такого количества желающих заниматься информатикой. Нет учителей, которые подготовили бы столько абитуриентов на это направление. Кого будут принимать на свободные места — троечников, как в машиностроительные и сельскохозяйственные вузы? Это они будут создавать цифровую экономику завтрашнего дня?
Развитые страны уже прошли бум цифровизации. В Германии одно время увеличивали прием на информатику. 45% студентов бросали курс, не доучившись: не видели перспектив на рынке труда. Германская экономика растет себе уверенно и без искусственных скачков и рывков. Теперь, похоже, мы будем загонять абитуриентов в этот цифровой пузырь.
О перспективах абитуриентов в этом «поступательном сезоне» «Огонек» поговорил с директором Института развития образования НИУ ВШЭ Ириной Абанкиной.
— Что должны знать абитуриенты этого года, выбирая вузы для поступления?
— Наше высшее образование ждут серьезные изменения. Да, правила поступления в этом году меняться не будут. Как и раньше, можно подавать документы в пять вузов, на три направления в каждом. Правда, некоторые ректоры хотели уже в этом году ограничить подачу абитуриентами документов в три вуза, но Минобрнауки эту идею не поддержало. Что же касается содержания образования, тут мы стоим на пороге больших перемен.
Начну с главной новости. Министерство науки и высшего образования недавно приняло решение об увеличении с этого года контрольных цифр приема (КЦП) по направлению информатика на 120 тысяч бюджетных мест. Это связано с необходимостью подготовки кадров в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Речь идет не только о традиционных направлениях подготовки программистов или специалистов в области computer science, искусственного интеллекта. Поскольку «цифра» проникнет практически во все сферы народного хозяйства, будь то промышленность, строительство, торговля или услуги, все инженеры, техники и технологи, менеджеры должны будут уметь работать с большими объемами данных, где требуется анализ и обработка информации. И это отразится практически на всех программах подготовки кадров — и технических, и гуманитарных направлений.
— 120 тысяч мест — это больше чем пятая часть бюджетного приема по стране в бакалавриат и магистратуру. Возможно ли сразу такое резкое увеличение?
— Разумеется, увеличение КЦП будет происходить в течение нескольких лет, но процесс начнется уже в этом году. Сейчас идет проработка некоторых организационных моментов. Во-первых, эти места будут распределены между бакалавриатом и магистратурой. Потому что квалифицированные кадры нужны уже сегодня, и магистранты скорее восполнят их дефицит. Во-вторых, абитуриентов, сдавающих ЕГЭ по информатике (а таких около 100 тысяч человек), будет явно недостаточно, чтобы заполнить новые бюджетные места. Поэтому вузы будут принимать на информатику ребят, хорошо сдавших математику и физику. Уже известно, что курсы по информатике буду введены в этом году в программы и по другим инженерным и техническим направлениям.