Семь трендов, которые заставят нас одеваться иначе

Русский репортерМода

Надежды на одежду

Семь трендов, которые заставят нас одеваться иначе

Текст: Ирина Смазневич

Весна — самое подходящее время, чтобы задуматься о том, что носить. Можно листать модные журналы, бродить по магазинам, следить за мимолетными фантазиями дизайнеров. «РР» решил подойти к вопросу основательней и расспросить экспертов не о том, что носить в новом сезоне, а о том, что носить в новом веке

Каждый год фэшн-индустрия пытается перепридумать моду: дизайнеры стараются удивить фасонами, агентства объявляют цвета сезона, стилисты изобретают небывалые сочетания. Изучив все нововведения, модные критики сезон за сезоном констатируют, что в моду в очередной раз вернулись 60-е, 70-е, 80-е, 90-е… Неужели в мире одежды XXI век так и не наступил?

Пора ориентироваться в поиске одежды на будущее, а не на прошлое, то есть обратить внимание не на мелькание цветов и фасонов, а на глобальные тренды, меняющие и моду, и наши повседневные привычки, и технологии производства одежды и обуви, и даже наши способы расставаться со старыми вещами.

1От мужской и женской моды к гендерной нейтральности

Среди тенденций, которые постепенно переходят из подиумных безумств в привычный гардероб обывателя, самая заметная — тренд на размывание гендерной границы. Несколько лет в моде были кроссовки и толстовки, одинаковые для мужчин и женщин. А триумфальное возвращение мужских костюмов в женскую моду можно было бы считать очередным витком и цитатой из 80-х, но теперь продвинутые участники индустрии моды осмелились пойти дальше, предлагая мужчинам и женщинам носить не просто похожие костюмы, а одни и те же модели.

Например, на показе осенней коллекции 2019 года дом Gucci выпустил на подиум мужчин в юбках и женщин в брючных костюмах, подходящих и мужчинам. Очки, маски, прически моделей усиливали этот странный эффект, так что зрители часто и определить не могли, женщина перед ними или мужчина.

Андрогинный образ, сочетающий женские и мужские качества, доминирует в моде уже несколько нет. Причем если в ХХ веке только женская мода менялась под влиянием мужской и стиль «унисекс» базировался на мужском костюме, то сегодня мужская одежда активно заимствует из женского гардероба фактуры, рисунок, ткани, цвет, крой.

В осенней коллекции 2019 года дом Gucci предложил столь андрогинные образы, что зрители часто и определить не могли, девушка перед ними или мужчина

Недавний показ дома Balenciaga с огромными плечами на женских пальто — как будто владелица отобрала его у мужчины и наскоро переставила пуговицы, чтобы оно казалось поуже в застегнутом виде, — выглядит не вызовом, а просто еще одной иллюстрацией тенденции на «трансгендерность» или «гендерную флюидность», подвижность рамок. Но при внимательном взгляде становится понятно: в эти пальто «с чужого плеча» на подиуме были одеты на женщины, а сами мужчины. Мы опять путаемся: какого пола эта модель? Гендерную путаницу довершают изящные маленькие сумочки через плечо — вот это уже на мужчинах смотрится как вызов!

Стоит ли бояться женской сумочки в мужских руках?

— Чтобы спокойнее ко всему этому подходить, нужно знать историю мужского костюма, — говорит Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала «Теория моды». — А он до XIX века был не чужд определенной женственности, с нашей точки зрения. Мужчина не сильно отличался от женщины в том, как он себя украшал: рюши, цвет, фактуры, мэйкап, парики были и у тех и у других.

Если дом Balenciaga всегда считался революционером в моде, а Gucci эпатирует публику уже несколько сезонов, то дом Chanel не бросал модных вызовов едва ли не со времени жизни самой Коко. Но даже у Chanel уже есть гендерно-нейтральная коллекция; в ней ничего революционного — просто разноцветные худи, футболки, кросовки, махровые халаты и панамки, кроссовки, сумки, пояса, равно подходящие парням и девушкам.

Получается, будущее массовой одежды — полная гендерная нейтральность и юбки для мужчин? С точки зрения удобства это вполне возможно: носят же шотландцы килты. Сохранится ли разделение на мужские и женские наряды?

— Ну конечно же, сохранится, — считает Ольга Михайловская, эксперт в сфере моды, опытный фэшн-журналист и преподаватель. — Больше, чем сейчас, граница уже не размоется. Все равно, по сути, это скорее мужская одежда, которую носят женщины. Далеко не каждую женскую вещь можно надеть на мужчину: физиология все-таки никуда не денется. Все равно у мужчин будут шире плечи, а у женщины будет грудь. Поэтому, даже если внешне мужской и женский костюм выглядят одинаково, скроены они все-таки по-разному.

2От униформы к индивидуальному стилю

— Еще столетие назад одежда четко маркировала сословие и доход человека, но социальные границы, которые маркируются одеждой, продолжают медленно размываться, — рассказывает футуролог Константин Фрумкин. — Важный симптом этого размывания, демократизации одежды — вымирание галстука. В России это произошло даже в офисной среде. На Западе — еще не в такой степени, но и там служащие крупных корпораций и финансовых структур в своей униформе уже очень выделяются в толпе. Они выглядят почти так же архаично, как священники в своем облачении, именно потому, что подавляющее большинство людей вокруг одевается все более демократично.

Похожая история произошла и со шляпой.

— Головной убор примерно до 1960-х годов был признаком социальной нормы. Шляпа имела такое же значение, как галстук: она говорила, что вы человек с определенным социальным статусом, который признает условности общества. А сейчас мы надеваем шапку, только если для этого есть погодная необходимость, — от солнца, от дождя.

Все меньше различаются праздничная и повседневная одежда.

— Одежда маркировала ту социальную ситуацию, в которой находится человек. То есть была парадная одежда, а была рабочая, повседневная и бытовая, — объясняет Фрумкин. — Когда я был ребенком — в 1970-х годах — даже не в театр, а в дом культуры все надевали особую одежду на выход. Можно провести аналогию с одеждой для церкви: лет 100–200 назад люди по воскресеньям надевали в церковь все самое лучшее.

Теперь же одежда становится универсальной, по ней нельзя определить, чем человек занимается, какой имеет доход и куда направляется. В одном и том же наряде можно прийти в театр, на деловые переговоры, на работу и на встречу с друзьями в кафе… Это не значит, что в конечном счете все станут одинаковыми. Одежда будет удобной и разнообразной, она будет выражать авторские, дизайнерские или персональные представления о красоте и индивидуальности. Изменится семиотическая, знаковая функция одежды: ее знаковость будет индивидуальной, а не социальной.

Комфорт становится все важнее, а «понты» переносятся в другие сферы. Эта тенденция согласуется с глобальной модой на спортивную одежду и обувь, да и в целом на удобство, с отказом от высоких каблуков. Продажи кед растут, а обуви на шпильках — падают. Согласно исследованию аналитического агентства NPD, в 2018 году на высокие каблуки приходилось менее 20% рынка обуви — меньше половины объема продаж в 2011 году. Рынок обуви растет за счет обуви в спортивном стиле, сандалий и ботинок, то есть всего, что имеет плоскую подошву или невысокий каблук. Комфорт стал синонимом моды, заключают авторы исследования.

3От природных материалов к искусственным

— Традиционные материалы, такие как лен или хлопок, будут постепенно заменяться синтетическими. Думаю, мы скоро увидим второе пришествие искусственных материалов, — предсказывает Константин Фрумкин. — Первое было в ХХ веке, когда был изобретен нейлон и появились чулки; потом были кримплен, искусственные меха… Сначала это казалось чем-то удивительным, престижным и чрезвычайно продвинутым, а потом обнаружили, что у этих материалов много чисто технических недостатков, что они уступают природным материалам. Но уже сейчас мы видим, что зимняя одежда из современных материалов лучше защищает от холода, значительно легче, удобнее и способна к более тонкой «настройке» по сравнению с традиционными шубами или пуховиками из настоящего пуха. В зимних моделях искусственные материалы уже явно доминируют, но и для остальных типов одежды, думаю, это дело ближайшего будущего.

— Ткани нового поколения стали разрабатываться в текстильных лабораториях мира после двух мировых войн, — рассказывает Людмила Норсоян, дизайнер, теоретик моды, специалист по инновационному текстилю. — Сначала эти высокотехнологичные ткани стали одним из механизмов защиты человеческого тела — от ударной волны, излучения, ультрафиолета, открытого огня. Из ткани для спецодежды для армии и медицины катастроф это все перешло в экипировку для профессионального спорта и аутдора, а одежда для профессионального спорта в эпоху потребления развилась в спортивный масс-маркет. Защищающие от ветра, дышащие, с термоэффектом, выводящие пот и запахи, гипоаллергенные ткани были благодарно приняты рынком. Сейчас в моду входит индустрия аутдора; она отличается от спортивной одежды тем, что рассчитана на экстремальные условия. И в ней как раз обкатываются самые эффективные технологии.

Пуховик из светоотражающей ткани от Calvin Klein – пример перехода в массовую моду высокотехнологичных тканей, созданных для экстремальных условий

Например, если в заполярной ночи заблудится человек, одетый в куртку из светоотражающей ткани, его можно обнаружить по отблеску света. В условиях мегаполиса такие отражатели в обязательном порядке применяются на спецодежде дорожных рабочих и на детской одежде.

— То есть мы говорим о спасении человеческой жизни, — продолжает Людмила Норсоян. — Это и есть самый яркий пример: от куртки полярника до светоотражающей нашивки на комбинезончике малыша.

В этом году Calvin Klein уже выпустил мужской пуховик, полностью сделанный из светоотражающей ткани. Тренд подтверждают и многочисленные коллаборации спортивных и аутдорных брендов с самыми модными дизайнерами. Примером является North Face, крупный производитель аутдор-продуктов — пуховиков и комбинезонов, с применением инновационных тканей и передовых технологий, таких как бесшовная ультразвуковая склейка.

— Они производят продукт нового поколения, у которого есть ярко выраженная эстетическая идея и высокотехнологичная материальная начинка, — комментирует Людмила Норсоян. — Покупатель сегодня оценивает продукт таким образом: насколько он современен и насколько удовлетворяет его запрос на причастность ко всей крутизне мира. А крутизна сегодня — это жизнь как приключение.

Какими станут ткани будущего? Например, будут регулировать температуру. Они должны уметь впитывать влагу и выводить ее наружу, — не дадут вспотевшему человеку замерзнуть в мокрой одежде. Уже есть мембранные ткани, поддерживающие микроклимат благодаря порам, которые за счет определенного размера не пропускают жидкость внутрь, но выпускают пар наружу. А обработка ткани тефлоном делает ее не только водоотталкивающей, но и негорючей. По словам Людмилы Норсоян, наночастицами тефлона либо обрабатывается готовая ткань, либо наночастицы интегрируются на стадии прядения нитей. Изготовленные из такой ткани вещи отталкивают жидкости — не только дождь и снег, но и кетчуп, и кофе.

А еще есть термохромные ткани, которые меняют цвет в зависимости от температуры, — например, температуры тела, причем порог чувствительности регулируется, то есть можно выставить определенный режим.

— Футболка вашего любимого розового цвета может покраснеть, если у вас поднимается температура, — приводит пример Людмила Норсоян. — Эти ткани не спасут, но они среагируют и подадут сигнал. Они меняют цвет в зависимости от угарного газа, от ультрафиолетового излучения выше нормы, от радиации. Такие ткани уже используются в армии и в медицине катастроф; они подходят для экипировки людей в экстремальных условиях.

В спортивном масс-маркете эти ткани пока лишь привлекают внимание покупателя: например, бренд Adidas выпустил футболки, меняющие цвет. Но скоро, по мнению Людмилы Норсоян, эти ткани должны стать обыденностью, так же как и «сендвич-ткани», которые используются в космических скафандрах и для обивки космических кораблей, или неопрен, который идет на пошив водолазных костюмов.

4От рогожи к умной коже

Интеллектуализация одежды — тренд, связанный с дополнительными функциями, которые получает одежда, интегрированная с электроникой.

— Современный человек должен постоянно, как о младенце, заботиться о своем мобильном телефоне. То не зарядит его, то забудет где-то, — сетует Константин Фрумкин. — Странно было бы не попробовать синтезировать с одеждой все эти гаджеты и чипы, от которых мы теперь так зависим!

Сейчас проводится много экспериментов, цель которых — сделать одежду источником энергии для гаджетов: чтобы в нее можно было включать элементы солнечных батарей или использовать какие-то иные физические эффекты для получения энергии.

Компания Google в 2016 году совместно с производителем джинсов Levi’s выпустила куртку для велосипедистов с технологией Jacuard. Выглядит эта вещь как обычная джинсовка, но рукав сделан из инновационной проводящей ткани, а на манжете размещено небольшое электронное устройство, похожее на хлястик. С его помощью к куртке подключаются гаджеты — телефон, наушники. Совершая на ходу определенные движения (похлопав по манжету или погладив его), можно ответить на звонок, переключиться на следующую песню или занести в навигатор новую интересную точку на карте. Куртка подключается к некоторым приложениям в смартфоне владельца, таким как сервис такси Uber, и подает световой сигнал, если машина подъехала.

Останутся ли подобные вещи просто баловством? Людмила Норсоян уверена, что внедрение таких технологий — неизбежный процесс:

— Человек становится частью цифрового мира и существует в гибридной реальности. Неудивительно, что одежда тоже встраивается в цифровую реальность. Ведь роль айфона может выполнять и куртка.

Анна Городецкая, руководитель российского бельевого бренда Trusbox, тоже считает, что будущее за умными материалами:

— Нижнее белье, конечно, может давать больше, чем весь этот bullshit, который продает реклама под видом красоты, любви к себе и так далее. Это ведь одежда, постоянно контактирующая с нашим телом, а значит, она может собирать очень много данных о здоровье, мониторить состояние тела. Женское белье будущего — не новые узоры кружев, а, скажем, специальные трусы для менструаций или белье с датчиками для контроля микрофлоры.

5От демонстративного потребления к этичному

Согласно докладу Greenpeace Timeout for fast fashion, современный человек покупает на 60% больше предметов одежды и хранит их вполовину меньше времени, чем в начале нулевых. То есть выбрасываем мы все больше, а потребности индустрии в тканях растут — поэтому одним из важнейших трендов становится использование тканей из переработанных материалов.

Уже несколько лет во всех магазинах H&M принимают любую старую одежду и сдают на переработку. Для этого магазины сотрудничают с компанией I:CO, которая работает в 60 странах мира, собирая, сортируя и отдавая на переработку одежду и обувь. Переработкой занимается немецкая компания SOEX, которая делает из непригодных для повторного использования вещей новые текстильные волокна и материалы типа наполнителей.

Старая одежда, поступившая на переработку из магазинов H&M в компанию SOEX, которая делает из нее новые текстильные волокна и материалы

— Сейчас очень хорошо развита и внедрена технология переработки одежды из монотканей, — рассказывает Ольга Джонстон-Антонова, специалист по устойчивой моде (sustainable fashion — поддерживаемая многими брендами новая «философия моды», цель которой — создать систему производства и потребления, находящуюся в устойчивой гармонии с потребностями общества и окружающей средой). — Например, стопроцентную шерсть можно практически полностью переработать в восстановленную шерсть, то же самое со стопроцентным хлопком и полиэстером. Сложность в том, что ткани в основном смешанные: добавлен один процент чего-нибудь другого — и все, технология уже не работает. Но в последнее время стали появляться технологии переработки смешанных тканей, и это большой прогресс.

— Если мы научимся восстанавливать природные материалы, можно ли будет отказаться от их плохо разлагающихся заменителей типа полиэстера?

— От полиэстера мы не откажемся еще долго — а может, не откажемся никогда, — считает Ольга Джонстон-Антонова. — Потому что у него есть свойства, которые нам нужны. Сегодня его содержит 60% одежды, но у нас уже есть полиэстер и нейлон из переработанного сырья.

Например, такую одежду и обувь производит испанская компания Ecoalf. Из переработанных нейлоновых морских сетей и «вторичного» полиэстерного наполнителя под лозунгом Upcycling the oceans бренд выпускает утепленные куртки, из переработанных автомобильных шин делает шлепанцы, а из пластиковых бутылок — серию кроссовок Ocean Waste. Одежда по виду совершенно обычная.

Интерактивная куртка для велосипедистов, разработанная Google и Levi’s, с рукавом из инновационной проводящей ткани, к которой подключаются гаджеты. Похлопав по манжету, можно ответить на звонок, переключить песню и т.п.

Важная составляющая этой тенденции на поиск новых источников сырья для тканей и материалов для одежды — переработка отходов с использованием различных биологических процессов. Здесь много разработок и экспериментов, в которых пока задействованы в основном стартапы, а не крупные корпорации.

Так, калифорнийский стартап Mango Materials обнаружил процесс, при котором специальные бактерии питаются метаном и производят биопластик, способный заменить пластмассы на основе нефти, в том числе полиэстер.

— Для меня это сигнал: если мы, человечество, успеем разобраться со своими проблемами, то все найдем в компосте, — комментирует Ольга Джонстон-Антонова.

Компания Bolt Threads производит шелк из паутины, выращенной в результате брожения специальных дрожжей, воды, соли и сахара. А еще разрабатывает технологию создания кожезаменителя из грибов. Компания VitroLabs из Сан-Франциско, основатели которой начинали с создания человеческой кожи из стволовых клеток для ожоговых центров, собирается выращивать в пробирке страусиную, телячью или крокодиловую кожу для модной индустрии. Материал идентичен натуральной коже, но получен без вреда для планеты и закрывает вопрос об этичности использования кожи в модном производстве. У кожаных вещей есть будущее — просто материал для них будут выращивать в лаборатории.

А пока проблема этичного производства и потребления с каждым годом поднимается все острее в сфере моды. Дизайнеры и магазины один за другим демонстративно прекращают использовать натуральный мех — среди них Ralph Lauren, Hugo Boss, Armani, Gucci, Versace и Michael Kors. А изделия из экзотических кож перестанут продавать британский универмаг Selfriges и Chanel.

6От портных к роботам

Главный тренд в сфере производства одежды — это конечно, роботизация и попытки приручить искусственный интеллект. Например, в 2018 году бренд Tommy Hilfiger загрузил в систему, разработанную IBM, фотографии нескольких своих коллекций, и нейросеть, проанализировав изображения, выдала новые цвета, узоры и формы вещей, которые подошли бы для следующей коллекции марки.

Российский Trusbox тоже экспериментировал с дизайном при помощи искусственного интеллекта компании Trendmind. Команда использовала генеративные состязательные нейросети — это система, в которой одна сеть генерирует изображений нижнего белья, а другая оценивает их, сравнивая с загруженными в нее образцами. Постепенно нейросеть стала создавать оригинальные изображения женских трусов — тысячи уникальных эскизов, из которых команда Trusbox отобрала и воплотила шесть финальных моделей, подобрав подходящий материал. Получились бархатные, хлопковые и атласные трусы разного фасона с отделкой кружевом и сеткой.

— Коллаборация Trusbox.ru и Trendmind — первый в мире коммерческий проект, в котором нейронная сеть заменила дизайнера-человека, — говорит глава Trusbox Анна Городецкая. — Было очень интересно наблюдать, как нейросеть находит в привычных нам вещах новые формы: добавляет асимметрию, создает сложные паттерны и принты.

— Сможет ли искусственный интеллект заменить живого дизайнера одежды?

— Гипотетически сможет, а практически… Сам по себе рисунок одежды — это важно, но это только 15% креативной части изделия. Еще играют роль технический рисунок, лекала, подборка ткани. Но пока даже нет единой базы материалов. Когда она появится и нейронная сеть сможет обращаться в ней, чтобы использовать эти данные для построения лекал, а лекала будут автоматом получаться из технического рисунка, который будет формироваться просто из эскиза, который нарисовал искусственный интеллект, — тогда уже можно будет о чем-то говорить.

Женские трусы российского бренда Trusbox, дизайн которых разрабатывался искусственным интеллектом. Это первый в мире коммерческий проект, в котором нейронная сеть заменила дизайнера-человека

Пока это лишь смелый эксперимент, но роботизация производства одежды — во многом уже реальность. Бельгийский бренд Kipling пробовал печатать сумки на 3D-принтере еще в 2014 году, и тогда они напоминали советские пластиковые авоськи-корзинки для продуктов — то есть представляли собой странные арт-объекты, которые нельзя носить всерьез. Такое же впечатление оставляют напечатанные платья и обувь, которые то и дело демонстрировались на подиумах в последние годы. Но сегодня при помощи того же метода создаются вполне обычные вещи.

— Цифровая печать — это не будущее, а настоящее, — говорит Александр Шумский. — Некоторые компании печатают выкройки прямо на ткани, что позволяет сделать процесс более эффективным. Напечатанные на 3D-принтере кроссовки (пока печатают массово подошву) уже в продаже.

Принтеры соревнуются в прогрессивности с вязальными аппаратами. Роботы, которые называются сьюботы (от англ. sew — вязать), вяжут не только бабушкины носки с узорами и свитеры с оленями.

— Ваши кроссовки — это трикотаж, вернее, сендвич-трикотажные полотна, — объясняет Людмила Норсоян. — Сьюботы сейчас завоевывают мир пошива футболок и кроссовок, ну а дальше охватят всю индустрию. Трикотажная индустрия — одна из самых передовых, роботизированных, начиненных цифровыми программами. И, например, полностью бесшовная одежда на сегодня — это только трикотаж.

Однако изменения в массовой моде произойдут не завтра и не повсеместно.

— 98% мирового рынка пока еще работает в традиционном поле — индустрия моды, несмотря на быструю сменяемость тенденций, остается по-прежнему архаичной с точки зрения производства и технологий, — заключает Александр Шумский. — Это объяснимо: роботизированная швейная машинка значительно дороже, чем рабочее место, подготовка и зарплата швеи в Бангладеше или Танзании — на ближайшие десять лет точно. Производители не торопятся менять модель бизнеса, прежде всего потому, что текущая модель пока еще выгодна. Правда, китайские швейники думают по-другому, и процесс роботизации в Китае идет очень быстро.

7От конвейера к персонализированному производству

В фэшн-индустрии кризис перепроизводства. Магия рекламы, уверяющая, что новые вещи сделают нас счастливее, словно перестала действовать: за последнее десятилетие продажи резко упали. Производители не знают, как избавиться от выпущенной одежды; в прошлом году британский модный бренд Burberry сжег непроданные вещи из прошлогодних коллекций на 36 млн долларов. Похоже, мы уже слишком много всего купили.

— Все расчеты оказались неверными — еще с 2008 года люди перестали столько покупать, — объясняет Ольга Михайловская. — Одна из причин в том, что в «жирные нулевые», когда было много денег, люди приобретали всего помногу. А когда наступает кризис, они понимают, что им не нужна десятая по счету черная водолазка! Продажи падают не только у люкса, но и у самого демократичного сегмента — сначала у H&M, потом у Zara. Человечеству не нужны ни такой разнообразный дизайн, ни столько вещей.

— Потребление стагнирует, но это временное явление, — не соглашается Александр Шумский. — В долгосрочной перспективе главными факторами успеха будут оригинальность и персонализация. Рынок трансформируется, даже в России появляется внушительное количество небольших креативных марок — сотни, если не тысячи.

Отчет The State of Fashion 2019 международного аналитического агентства McKinsey & Company сообщает, что в этом году рост мировой индустрии моды составит около 4%.

Не все сегменты рынка одежды замерли. Согласно аналитическому отчету компании TheadUP, крупнейшего сервиса перепродажи вещей, общий рынок подержанной одежды в следующие пять лет удвоится. За последние три года сектор секонд-хенда рос в 21 раз быстрее, чем рынок новой одежды. Быстрее всего процент людей, готовых покупать бывший в употреблении товар, увеличивается среди миллениалов (люди 25–37 лет) и «поколения Х» (38–55 лет), то есть самой экономически активной части населения. Причины любопытны и выходят далеко за пределы соображений экономики: аналитики отмечают, что потребители стали больше задумываться о том, как одежда влияет на окружающую среду, а кроме того, стремятся к частой смене гардероба.

Тот же отчет TheadUP сообщает, что 25% потребителей люкса приобретают одежду в секонд-хендах. Но если количество нарядов в шкафу больше не декларирует статус их владельца, если от меха теперь отказываются из-за этики, если дизайнерская одежда тут же копируется масс-маркетом, а дешевый полиэстер уже используется и в дорогом сегменте, — что тогда станет новым люксом?

— Чем доступнее будут технологии, тем, мне кажется, ценнее будут навыки ручного труда. Они имеют все шансы в будущем стать новой роскошью, — считает Людмила Алябьева.

— Люкс для меня уже сейчас — это что-то индивидуальное, сделанное лично для меня или как минимум не похожее на все остальное. Если такая же сумка есть еще у массы людей, то, сколько бы она ни стоила, это уже не luxury, — говорит Ольга Михайловская.

Эксперты McKinsey подтверждают эту мысль: автоматизация и аналитика данных породят новую бизнес-модель в сфере моды, ориентированную на гибкое производство на заказ, а мелкосерийный и персонализированный выпуск одежды станет новой нормой. Персональный дизайн одежды можно будет создавать в «интернет-примерочных» по данным о вашей фигуре и предпочтениях — а потом отправлять заказ на роботизированную фабрику. Для такой фабрики производство вещей по индивидуальным заказам будет стоить не дороже, чем массовое.

— Будущее моды — это миллион уникальных вещей вместо одной удачной вещи, растиражированной на миллион, — заключает Александр Шумский.

Фотографии: trusbox.ru; ZUMA Wire/ТАСС; calvinklein.ru; hm.com; Levi Strauss

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любера: 30 лет спустя Любера: 30 лет спустя

Что стало с парнями в клетчатых штанах

Русский репортер
Полеты в кино и наяву Полеты в кино и наяву

Освободившиеся просторы ЦДХ станут обитаемой вселенной нового «Соляриса»

СНОБ
Железные леди. Как IT-компании и интернет-технологии становятся социальным лифтом для женщин Железные леди. Как IT-компании и интернет-технологии становятся социальным лифтом для женщин

Forbes Woman поговорил с женщинами, сделавшими карьеру в IT

Forbes
Ани Лорак «Считаю, что я – Мисс Вселенная» Ани Лорак «Считаю, что я – Мисс Вселенная»

Певица призналась, почему конфликтует с дочкой и не любит рано просыпаться

StarHit
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Андрей Чадов: «Жизнь помотала, благодаря этому я начал кое-что понимать в ней» Андрей Чадов: «Жизнь помотала, благодаря этому я начал кое-что понимать в ней»

Мы близки по крови и подсознательно чувствуем друг друга, я поддерживаю Алексея

Караван историй
Милана Кержакова после развода с футболистом показала синяки от побоев Милана Кержакова после развода с футболистом показала синяки от побоев

Милана Кержакова впервые дала интервью после громкого бракоразводного процесса

Cosmopolitan
Типы характеров: шпаргалка на все случаи жизни Типы характеров: шпаргалка на все случаи жизни

Гештальт-терапевт Ольга Дулепина предлагает простую и понятную модель характеров

Psychologies
Как правнук основателя Porsche готовится изменить рынок спортивных автомобилей Как правнук основателя Porsche готовится изменить рынок спортивных автомобилей

В бизнесе производитель электрокаров заимствует практики не у Porsche, а у Apple

Forbes
Next Level Next Level

Журналист Ирина Муромцева будила всю страну, когда была ведущей «Утра России»

OK!
Уберизация холодильника: зачем торговые сети уходят в сеть Уберизация холодильника: зачем торговые сети уходят в сеть

Передел российского рынка ретейла открывает старым игрокам новые возможности

Forbes
Не боится Вирджинии Вулф Не боится Вирджинии Вулф

Англичанке Джемме Артертон черт не брат

Vogue
«Недопустимо, чтобы «Ъ» использовали как сливной бачок». Акционер «Коммерсанта» об увольнении журналистов «Недопустимо, чтобы «Ъ» использовали как сливной бачок». Акционер «Коммерсанта» об увольнении журналистов

Что стало причиной увольнения журналистов «Ъ»

Forbes
Как не словить спойлер? 6 самых главных правил (и «Игра престолов» подождет) Как не словить спойлер? 6 самых главных правил (и «Игра престолов» подождет)

Как не словить спойлер, если так или иначе вынужден сидеть в интернете

Playboy
Глава Google отказался от вознаграждения в виде акций. Он считает, что ему и так много платят Глава Google отказался от вознаграждения в виде акций. Он считает, что ему и так много платят

Cундар Пичаи уже второй раз отказывается от ценного вознаграждения

Forbes
«Нужно 30 нарушений за ночь». Что обсуждают на планерке в ГИБДД «Нужно 30 нарушений за ночь». Что обсуждают на планерке в ГИБДД

В Сеть попал видеоролик, который снят на планерке инспекторов ГИБДД в Сургуте

РБК
Мышьяк, лезвие и воск: как менялась мода на интимные стрижки Мышьяк, лезвие и воск: как менялась мода на интимные стрижки

Начиная с самых древних времен женское тело всегда было предметом вожделения

Cosmopolitan
Обзор пылесоса Tefal Air Force 360: обойдемся без проводов Обзор пылесоса Tefal Air Force 360: обойдемся без проводов

Пылесос для покрытий всех видов и любых предметов интерьера

CHIP
Углубленный курс трампономики для китайских товарищей Углубленный курс трампономики для китайских товарищей

Схватка за лидерство на передовых направлениях научно-технологического развития

Эксперт
Почему сгорел “Суперджет”: версии катастрофы Почему сгорел “Суперджет”: версии катастрофы

Что известно о причинах аварии Sukhoi Superjet 100

Популярная механика
Континентальный выбор Континентальный выбор

Что ожидается от выборов в Европарламент в этом году

Огонёк
Скорость по-американски: как в США спасают культовый гоночный турнир IndyCar Скорость по-американски: как в США спасают культовый гоночный турнир IndyCar

Автогонки IndyCar на протяжении десятилетий были главным гоночным первенством

Forbes
Первый российский регионал: что за самолет «Сухой Суперджет-100» Первый российский регионал: что за самолет «Сухой Суперджет-100»

Спустя восемь лет с начала эксплуатации, лайнер SuperJet-100 потерпел катастрофу

Популярная механика
Опыт идиллии Опыт идиллии

О военном детстве и о том, что должно было быть забыто, но помнится

Огонёк
14 раз, когда люди осознавали, что живут с монстром (сочувствуем всем им) 14 раз, когда люди осознавали, что живут с монстром (сочувствуем всем им)

Некоторые признаки монстров в квартире

Playboy
Наталья Осипова: «Творчество – поиск того, что пробуждает огонь!» Наталья Осипова: «Творчество – поиск того, что пробуждает огонь!»

Задали несколько вопросов балерине театра «Ковент-гарден» Наталье Осиповой

Cosmopolitan
Ольга Лаврентьева Ольга Лаврентьева

Художник и писатель нарисовала документальный комикс-эпос «Сурвило»

Собака.ru
Сколько камер нужно смартфону? Сколько камер нужно смартфону?

Отвечаем на вопрос, действительно ли вам нужны шесть объективов

GQ
«Банки перестраивают модели работы с крупными клиентами» «Банки перестраивают модели работы с крупными клиентами»

Зампредседателя правления Сбербанка об уровне инвестиционной активности в России

РБК
Суровые разборки: что делала критика с Куинджи, Шагалом и Булгаковым Суровые разборки: что делала критика с Куинджи, Шагалом и Булгаковым

Сложные взаимоотношения между художниками и критиками во второй половине XX века

Forbes
Открыть в приложении