«Экспертный уровень власти низок сегодня как никогда»
Новый год начался с серии рапортов руководителей разных государственных ведомств о том, как нацпроекты, нацеленные на исполнение указа президента, встраиваются в бюджет и экономические планы правительства. Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов заявил даже, что «так четко и системно наша работа строится, пожалуй, впервые». Но возникает резонный вопрос: как долгосрочные планы и прогнозы согласуются с режимом «ручного управления» экономикой? Об этом «Огонек» спросил у экономиста Андрея Мовчана.
Андрей Андреевич, правительство, по словам первого вице-премьера Силуанова, занято отлаживанием системы прогнозов экономических показателей. Но нужны ли прогнозы, если страна находится в «ручном режиме» управления и любое, даже самое верное решение, основанное на самом точном прогнозе, может быть изменено «по необходимости»?
— Чиновник, отвечающий за исполнение бюджета, прав по части важности прогнозов для России, потому что системы власти и экономика России сегодня напрямую зависят от того, сколько углеводородов будет продано на международном рынке. И тут важно понимать перспективы, чтобы успеть подготовиться к ценовому шоку как при снижении цен на нефть, так и при их подъеме. Но для экономики важно прогнозирование, а не планирование, управление мотивациями, а не администрирование — контроль балансов интересов, расчет полезных льгот, позитивных налоговых изменений, размещение госзаказов и т.д.,— а не директивные требования. В идеале требуется комплекс мер, от которых должно стать лучше, и их нужно реализовать, не делая того, от чего станет хуже,— а не «план по валу». Но чтобы эти меры разработать, тоже нужно понимать, в каком мире мы живем и к чему те или иные действия могут привести. Иначе есть риск повторить 1998 год или проявить макроэкономическую слепоту, как на заре «сланцевой революции», последствий которой российская власть не смогла просчитать. Все это примеры плохого макроэкономического прогнозирования.
— Это объясняется отсутствием профессионализма или тем фактом, что любой прогноз и план подлежат коррекции и даже отмене?
— Обе причины подходят. Отмена планов в России подчас приводит к положительным результатам, хотя бы потому, что большинство планов коррупциогенны по своей сути и служат источником заработка чиновников, а также интересам привластных лоббистов. Вдобавок к этому экспертный уровень власти низок сегодня как никогда, стало быть, любой произведенный таким экспертным сообществом план нехорош с точки зрения его последствий для экономики. Ведь рассчитан он на максимальное удовлетворение пожеланий высокого руководства и ни на что иное. А руководство в своем видении ситуации далеко не всегда оптимально и разумно оценивает риски.
— А как же директивы, принимаемые во исполнение президентских указов? Рассчитаны аж на шесть лет...
— Создается впечатление, что они пишутся, чтобы удовлетворить интересы лоббистов по части получения ими госфинансирования. Если внимательно прочесть формулировки, выяснится, что задачи определены размыто, количественные показатели можно измерять творчески, выполнение возможно на бумаге. Иными словами, достаточно подойти к составлению отчета максимально креативно, и дело в шляпе. Только один пример: президент говорит, что России надо стать пятой экономикой мира, при этом не уточняет, по какому параметру. И задача чиновника проста: через пять лет найти параметр, по которому Россия будет на нужном уровне в каком-нибудь рейтинге, а все эти годы, так сказать, по дороге к «достижению», тратить казенные средства и зарабатывать на этом, уверяя, что они идут на реализацию указа.