Ревью | Хабаровский Край
Хабаровский край: вчера, сегодня, завтра
Развитие, новые проекты и планы — вот, что характеризует этот регион
Хабаровский край занимает совершенно особое положение на Дальнем Востоке, являясь его важнейшим центром в самом прямом смысле этого слова — здесь находится столица федерального округа, крупнейший транспортный узел, один из самых населенных городов — Хабаровск и промышленная столица Дальнего Востока — Комсомольск-на-Амуре. В постсоветский период развитие края осложнилось в связи с нехваткой собственных сырьевых ресурсов, которые тем временем успешно отправляли на экспорт другие регионы. Сегодня ситуация уже другая: на заводах активно строятся современные модели кораблей и самолетов, строятся и открываются новые предприятия, в том числе с иностранными инвестициями, а порт Ванино вслед за Владивостоком провозглашен свободным портом.
Самурайские помидоры
Одним из первых успешных проектов в дальневосточных территориях опережающего развития стал тепличный комплекс, который возвели японские инвесторы в черте города Хабаровска. За короткое время проект стал ключевым бизнес-кейсом в контексте развития Дальнего Востока: здесь применены новейшие технологии агропроизводства, рабочие места созданы под российских граждан, а продукция за счет хорошего вкуса и грамотной ценовой политики смогла потеснить импорт из Китая. Сейчас предприятие производит только огурцы и помидоры. После расширения производства появится еще и клубника. Конкуренцию тепличному комплексу пока что составляют дачные овощи. Но для открытого грунта сезон скоро закончится, а теплицы (кстати, весьма экологично отапливаемые природным газом), будут работать всю зиму.
Военные и гражданские
Дальневосточные авиастроители — филиал «Компании ”Сухой“» в Комсомольске-на-Амуре — сейчас работают над тремя самыми перспективными программами в отечественной авиации. Это многофункциональный истребитель Су-35С, самолет пятого поколения Т-50, современный гражданский самолет «Сухой Суперджет-100». Продукция пользуется мировой известностью: «Суперджеты» покупают клиенты из Мексики, Ирландии и других стран, военная продукция в экспортной версии идет в АТР, а конкуренцию ПАК ФА (Т-50) может составить только один самолет в мире — штатовский F-22 Raptor.
«70 лет победы» пойдет на нижний Амур
В нынешнем году судостроители спустили со стапелей в Комсомольске-на-Амуре первый образец современного пассажирского судна проекта А45–2. Разработка уникальна: на отечественном рынке подобные суда не выпускались уже несколько лет. Высокая скорость — до 70 километров в час, комфортабельные условия для 100 пассажиров и небольшая осадка, позволяющая использовать катер на малых реках, выделяют проект А45– 2 на фоне аналогов. Современное и безопасное судно может быстро доставить пассажиров в любой пункт на расстоянии до 600 километров, при этом ему не нужно специального причала, а экипаж состоит всего из пяти человек.
Использовать новый катер, получивший название «70 лет Победы», планируется на маршрутах по Нижнему Амуру, связывающих населенные пункты Хабаровского края. Возможно его использование и на международных рейсах, таких как Покровка — Жаохэ и Хабаровск — Фуюань. В перспективе судостроители планируют получить большое количество заказов от соседних регионов, в частности от Якутии, Амурской области и Приморского края.
Строятся и современные военные суда. В прошлом году из эллингов Амурского судостроительного завода вышел корвет «Совершенный» — 100-метровое судно водоизмещением 1800 тонн. Использование композитных материалов позволяет снизить заметность и увеличить ходовые характеристики. Корвет предназначен для патрулирования, ведения борьбы с надводными и подводными кораблями противника, поддержки морского десанта в ближней морской зоне.
Прямая речь
Губернатор хабаровского края Вячеслав Шпорт о том, с чем регион выйдет на восточный экономический форум
Стал ли Восточный экономический форум по-настоящему эффективной площадкой, расширяющей возможности регионов по привлечению инвестиций, что ищут на подобных мероприятиях представители крупного бизнеса и какие уникальные условия может предложить им Хабаровский край,— рассказывает губернатор Вячеслав Шпорт.
— С момента проведения предыдущего Восточного экономического форума прошел год. Какие-то итоги по реализации достигнутых на нем договоренностей уже можно подвести?
— Первый ВЭФ, с одной стороны, оказался очень результативным по подписанным протоколам о намерениях и по соглашениям. С другой стороны, он был все-таки ознакомительным для инвесторов. По многим проектам, которые впервые прозвучали на ВЭФ, мы уже активно работаем. Например, по сахарному заводу, проекту инвестора из Таиланда. Год назад они проговорили, что такой проект был бы интересен, мы подписали соглашение, сегодня идет очень глубокая проработка вопроса. Мы встречались с представителями компании в Сингапуре, и на второй ВЭФ они намерены приехать уже с готовым проектным решением, а мы уже обозначили землю, которую готовы предоставить под завод. Вот конкретный пример проекта с приличными вложениями — 200 млн долларов на первом этапе, когда будет создано сахарное производство, а на втором предполагается переходить уже к производным от сахара, а это совершенно новый уровень.
— В сфере ускоренного развития Дальнего Востока что-то изменилось за этот год?
— Есть очень важное для нас: если на первом форуме прозвучали слова «Свободный порт Владивосток», то сейчас есть уже и «Свободный порт Ванино». За это время мы успели выдвинуть предложение и сделать его обоснование, защитить и получить одобрение от президента России. В этом году на форуме мы представим, какие направления можно развивать в Ванинском районе.