К 31 году Иван И. Твердовский успел снять отметиться на знаковых кинофестивалях

ForbesСобытия

«Никто прямой рукой власти не запрещает снимать кино». Режиссер Иван И. Твердовский о самоцензуре, поисках денег и новом фильме про «Норд-Ост»

К 31 году Иван И. Твердовский успел снять 4 полнометражки и отметиться на знаковых кинофестивалях. В интервью Forbes Life режиссер рассказал, как получать деньги на авторское кино в России (сложно) и что значит для него попадание фильма про Норд-Ост на кинофестиваль в Венеции

Юлия Шампорова

Артем Геодакян/ТАСС

Недавно конкурс авторского кино Venice Days Венецианского кинофестиваля, объявил программу. В десятку лучших вошел молодой режиссер Иван И. Твердовский, который к 31 годам снял четыре полных метра. Его самая свежая работа, фильм «Конференция» рассказывает о женщине с посттравматическим синдромом, потерявшей сына во время теракта с захватом заложников мюзикла «Норд-Ост» в 2002 году — сама героиня чудом спаслась, бежав из театра через окно в туалете и оставив семью на произвол судьбы. Спустя 18 лет она организует поминальный вечер, чтобы найти оправдание своему поступку.

В интервью Forbes Life режиссер рассказал, почему авторское кино в России почти не реально снять без зарубежного финансирования, как самые известные продюсеры отказались финансировать картину о последствиях трагедии «Норд-Оста», и причем здесь самоцензура.

Отбор фильма на Венецианский кинофестиваль — большая победа. Когда вы только приступали к фильму, была ли цель попасть в Венецию? Или просто хотелось сделать хорошее кино?

В этом году вообще очень сложный и трудный из-за карантина период, поэтому, я думаю, программа Venice Days — это отличный старт для фильма, и нам, конечно, повезло. Мы вообще были готовы к тому, что, если у нас не будет каких-то значимых приглашений [на фестивали], мы будем ждать следующего сезона. Но, мне кажется, к концу этого года будет уже большая пробка из других картин, поэтому не хотелось остаться в забвении. Я очень рад, что премьера фильма состоится уже в сентябре.

Когда автор хочет снять фестивальное кино, это сразу помещает его в жесткие рамки и подразумевает большую ответственность, чувствовали что-то подобное?

Хотя мне не так много лет, 31 год, для меня это четвертая полнометражная картина, а до этого у меня было еще девять документальных работ — в общем, фестивальным успехом я не обделен. Когда ты что-то создаешь, то не думаешь о фестивалях, это вопрос творчества — если оно случается, крупные кинофестивали замечают это.Мои фильмы были на фестивалях в Карловых Варах, Торонто, Сан-Себастьяне и других.

Я был удивлен, потому что Венеция имеет определенный формат, и, как мне казалось, «Конференция» в него не попадает. Венецианский фестиваль скорее нацелен на арт-мейнстрим, Берлинале же более политизирован. Поэтому я был приятно удивлен, когда фильм отобрали. Картина является ко-продукцией нескольких стран, и снята при участии итальянской стороны. Поэтому наш итальянский продюсер Паоло был, в первую очередь, заинтересован в том, чтобы подать ленту на Венецианский фестиваль.

Вы собираетесь лично представить фильм в Венеции?

Я, конечно же, очень хочу, потому что мне важна первая реакция публики на картину, но это большая проблема, потому что нужно проходить двухнедельный карантин. Многие из тех, кто собирался поехать — зрители, кинокритики и другие коллеги, — просто не имеют возможности просидеть две недели, не выходя из дома, в Европе. Посмотрим, как будет развиваться ситуация.

Можете подробнее рассказать о программе Venice Days, на которую был отобран ваш фильм?

Это аналог «Двухнедельника режиссеров» Каннского фестиваля, куда критики собирают лучшие авторские ленты. Насколько я знаю, в Венеции эта программа появилась в начале двухтысячных годов, очень многие фильмы, которые являются номинантами на «Оскар» за лучший иностранный фильм, были впервые представлены публике именно на Venice Days. Поэтому участие в ней порой даже важнее, чем участие в параллельной программе основного конкурса.

Вместе с вами в программу попал фильм «Китобой» Филиппа Юрьева. Вы с ним однокурсники по ВГИКУ, оба — ученики Алексея Учителя. На ваш взгляд, это совпадение или показатель каких-то особых знаний, которые передал ваш мастер?

У нас, правда, довольно особая мастерская, это вообще была первая мастерская Алексея Учителя, и практически все, кто у него учился, работают в индустрии. Много людей, которые уже получили известность, например, Таисия Игуменцева, которая сейчас работает как Татьяна Капитан в кино, Рустам Мосафир, Юра Быков и другие. Филипп десять лет хотел снять это кино, он очень долго к нему шел. У меня-то это четвертая картина, а у него только первая. Я за него счастлив просто абсолютно.

Вы уже стали лауреатом Карловых Вар и участником фестиваля в Торонто, сейчас Венеция воспринимается более спокойно? Или от количества фильмов и наград это не зависит?

Я вырос в семье кинематографиста, для меня с самого начала фестиваль был не конкурсом тщеславия, не «Олимпийскими играми», а исключительно элементом продвижения картины. Кроме того, это просмотр твоих коллег, людей, которые работают параллельно с тобой, и это тоже очень важно. Фестиваль — это, конечно, приятно, это помогает тому, чтобы фильм вышел к зрителю, но это никак не может быть целью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый императив для бизнеса. Как инклюзия помогает компаниям эффективнее работать и менять социум Новый императив для бизнеса. Как инклюзия помогает компаниям эффективнее работать и менять социум

Почему бизнес становится инклюзивным и как можно ускорить этот процесс

Forbes
Сказка о потерянном имени Сказка о потерянном имени

История Алис Ги, первой женщины-режиссера, рассказанной голосом Джоди Фостер

Weekend
Как минимизировать вред от использования мобильного телефона Как минимизировать вред от использования мобильного телефона

Ты думал, он твой друг, а он наоборот

Maxim
Больше воздуха Больше воздуха

Свою карьеру Сабина Ахмедова выстраивает очень грамотно и поступательно

OK!
Ветер повернул стрелку внутреннего компаса дрозофил Ветер повернул стрелку внутреннего компаса дрозофил

Внутренний компас дрозофил учитывает направление ветра

N+1
Как возраст влияет на нашу способность работать без сна Как возраст влияет на нашу способность работать без сна

Связан ли возраст с субъективными и объективными показателями сонливости?

Популярная механика
«Подменыш»: глава из романа Джоя Уильямса, получившего новую жизнь 40 лет спустя «Подменыш»: глава из романа Джоя Уильямса, получившего новую жизнь 40 лет спустя

Отрывок из мистического романа Джой Уильямс о материнстве

Forbes
На чём зарабатывает «бесплатный» мобильный оператор Danycom, от которого МТС и «Мегафон» требуют 1,3 млрд рублей На чём зарабатывает «бесплатный» мобильный оператор Danycom, от которого МТС и «Мегафон» требуют 1,3 млрд рублей

Чем именно занимается мобильный оператор Danycom?

VC.RU
Астрономы нашли холодный молекулярный газ в галактическом ветре Млечного Пути Астрономы нашли холодный молекулярный газ в галактическом ветре Млечного Пути

Молекулярный газ исходит из центра Галактики с облаками атомарного водорода

N+1
Краски природы Краски природы

У натуральной декоративной косметики сторонников и противников примерно поровну

Добрые советы
Внутренняя экзотизация Внутренняя экзотизация

Анна Толстова о странной русскости Сергея Чиликова

Weekend
Костяные артефакты Восточного Памира: сокровища высокогорья Костяные артефакты Восточного Памира: сокровища высокогорья

Украшения с высокогорной стоянки древних людей — Ошхоны

Популярная механика
Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
Все будет ровно: как выбрать лазерный нивелир Все будет ровно: как выбрать лазерный нивелир

Лазерные уровни нужны не только при ремонте. Разбираемся

CHIP
Четвероногое счастье: любовь питомцев лечит от стресса Четвероногое счастье: любовь питомцев лечит от стресса

Собаки, кошки, морские свинки... Домашние питомцы дарят нам радость

Psychologies
От забавы аристократов до киберсерьезности: как изменились автогонки за последний век От забавы аристократов до киберсерьезности: как изменились автогонки за последний век

Ровно 126 лет назад человечество придумало автоспорт

Forbes
Как взорвать прогресс: разрушительная история динамита Как взорвать прогресс: разрушительная история динамита

История по-настоящему революционной взрывчатки

Популярная механика
Речь о краденом молоке Речь о краденом молоке

Василий Степанов о «Первой корове» Келли Рейхардт

Weekend
Как успевать все дела в течение дня: подробный гид по повышению продуктивности Как успевать все дела в течение дня: подробный гид по повышению продуктивности

У нас не так много времени, поэтому давай разберемся в основах тайм-менеджмента.

Playboy
Побег из Москвы Побег из Москвы

Андрей Рывкин написал рассказ о том, как рассыпаются иллюзорные ценности

Esquire
Одна за всех и все за одну: какие организации помогают предпринимательницам в России Одна за всех и все за одну: какие организации помогают предпринимательницам в России

Кто в России может предложить предпринимательницам реальную помощь

Forbes
Медики назвали состояния, когда нельзя садиться за руль. Подробности Медики назвали состояния, когда нельзя садиться за руль. Подробности

При каких состояниях не стоит управлять автомобилем?

РБК
«Америка не была готова к азиатскому герою»: вышел документальный фильм о Брюсе Ли «Будь водой». Правила жизни поговорил с его дочерью Шеннон Ли и режиссером ленты «Америка не была готова к азиатскому герою»: вышел документальный фильм о Брюсе Ли «Будь водой». Правила жизни поговорил с его дочерью Шеннон Ли и режиссером ленты

Правила жизни поговорил с Шеннон Ли и Бао Нгуйеном о наследии Брюса Ли

Правила жизни
Личные границы: вернуть и отстоять Личные границы: вернуть и отстоять

Наши границы пытаются порой нарушить и родные, и коллеги, и друзья

Psychologies
Как выковать дракона Как выковать дракона

«Ратоборцы» реконструируют средневековую пушку

Популярная механика
Как превратить фотографии в метафорические карты и поговорить с партнером? Как превратить фотографии в метафорические карты и поговорить с партнером?

Иногда мы не можем точно сказать, что с нами происходит и что нас волнует

Psychologies
Почему авокадо полезно: научные аргументы Почему авокадо полезно: научные аргументы

Как выбирать, хранить и готовить авокадо

РБК
Почему 20-летние больше не хотят «убивать» себя на работе Почему 20-летние больше не хотят «убивать» себя на работе

Отношение к работе как к основной ценности в жизни устарело

Forbes
Как легко бросить курить? 8 способов, которые работают Как легко бросить курить? 8 способов, которые работают

Эффективные приемы, помогающие бросить курить раз и навсегда

Playboy
Риз Уизерспун. Блондинка вне закона Риз Уизерспун. Блондинка вне закона

Возможно, в сутках Риз Уизерспун не менее тридцати шести часов

Караван историй
Открыть в приложении