К 31 году Иван И. Твердовский успел снять отметиться на знаковых кинофестивалях

ForbesСобытия

«Никто прямой рукой власти не запрещает снимать кино». Режиссер Иван И. Твердовский о самоцензуре, поисках денег и новом фильме про «Норд-Ост»

К 31 году Иван И. Твердовский успел снять 4 полнометражки и отметиться на знаковых кинофестивалях. В интервью Forbes Life режиссер рассказал, как получать деньги на авторское кино в России (сложно) и что значит для него попадание фильма про Норд-Ост на кинофестиваль в Венеции

Юлия Шампорова

Артем Геодакян/ТАСС

Недавно конкурс авторского кино Venice Days Венецианского кинофестиваля, объявил программу. В десятку лучших вошел молодой режиссер Иван И. Твердовский, который к 31 годам снял четыре полных метра. Его самая свежая работа, фильм «Конференция» рассказывает о женщине с посттравматическим синдромом, потерявшей сына во время теракта с захватом заложников мюзикла «Норд-Ост» в 2002 году — сама героиня чудом спаслась, бежав из театра через окно в туалете и оставив семью на произвол судьбы. Спустя 18 лет она организует поминальный вечер, чтобы найти оправдание своему поступку.

В интервью Forbes Life режиссер рассказал, почему авторское кино в России почти не реально снять без зарубежного финансирования, как самые известные продюсеры отказались финансировать картину о последствиях трагедии «Норд-Оста», и причем здесь самоцензура.

Отбор фильма на Венецианский кинофестиваль — большая победа. Когда вы только приступали к фильму, была ли цель попасть в Венецию? Или просто хотелось сделать хорошее кино?

В этом году вообще очень сложный и трудный из-за карантина период, поэтому, я думаю, программа Venice Days — это отличный старт для фильма, и нам, конечно, повезло. Мы вообще были готовы к тому, что, если у нас не будет каких-то значимых приглашений [на фестивали], мы будем ждать следующего сезона. Но, мне кажется, к концу этого года будет уже большая пробка из других картин, поэтому не хотелось остаться в забвении. Я очень рад, что премьера фильма состоится уже в сентябре.

Когда автор хочет снять фестивальное кино, это сразу помещает его в жесткие рамки и подразумевает большую ответственность, чувствовали что-то подобное?

Хотя мне не так много лет, 31 год, для меня это четвертая полнометражная картина, а до этого у меня было еще девять документальных работ — в общем, фестивальным успехом я не обделен. Когда ты что-то создаешь, то не думаешь о фестивалях, это вопрос творчества — если оно случается, крупные кинофестивали замечают это.Мои фильмы были на фестивалях в Карловых Варах, Торонто, Сан-Себастьяне и других.

Я был удивлен, потому что Венеция имеет определенный формат, и, как мне казалось, «Конференция» в него не попадает. Венецианский фестиваль скорее нацелен на арт-мейнстрим, Берлинале же более политизирован. Поэтому я был приятно удивлен, когда фильм отобрали. Картина является ко-продукцией нескольких стран, и снята при участии итальянской стороны. Поэтому наш итальянский продюсер Паоло был, в первую очередь, заинтересован в том, чтобы подать ленту на Венецианский фестиваль.

Вы собираетесь лично представить фильм в Венеции?

Я, конечно же, очень хочу, потому что мне важна первая реакция публики на картину, но это большая проблема, потому что нужно проходить двухнедельный карантин. Многие из тех, кто собирался поехать — зрители, кинокритики и другие коллеги, — просто не имеют возможности просидеть две недели, не выходя из дома, в Европе. Посмотрим, как будет развиваться ситуация.

Можете подробнее рассказать о программе Venice Days, на которую был отобран ваш фильм?

Это аналог «Двухнедельника режиссеров» Каннского фестиваля, куда критики собирают лучшие авторские ленты. Насколько я знаю, в Венеции эта программа появилась в начале двухтысячных годов, очень многие фильмы, которые являются номинантами на «Оскар» за лучший иностранный фильм, были впервые представлены публике именно на Venice Days. Поэтому участие в ней порой даже важнее, чем участие в параллельной программе основного конкурса.

Вместе с вами в программу попал фильм «Китобой» Филиппа Юрьева. Вы с ним однокурсники по ВГИКУ, оба — ученики Алексея Учителя. На ваш взгляд, это совпадение или показатель каких-то особых знаний, которые передал ваш мастер?

У нас, правда, довольно особая мастерская, это вообще была первая мастерская Алексея Учителя, и практически все, кто у него учился, работают в индустрии. Много людей, которые уже получили известность, например, Таисия Игуменцева, которая сейчас работает как Татьяна Капитан в кино, Рустам Мосафир, Юра Быков и другие. Филипп десять лет хотел снять это кино, он очень долго к нему шел. У меня-то это четвертая картина, а у него только первая. Я за него счастлив просто абсолютно.

Вы уже стали лауреатом Карловых Вар и участником фестиваля в Торонто, сейчас Венеция воспринимается более спокойно? Или от количества фильмов и наград это не зависит?

Я вырос в семье кинематографиста, для меня с самого начала фестиваль был не конкурсом тщеславия, не «Олимпийскими играми», а исключительно элементом продвижения картины. Кроме того, это просмотр твоих коллег, людей, которые работают параллельно с тобой, и это тоже очень важно. Фестиваль — это, конечно, приятно, это помогает тому, чтобы фильм вышел к зрителю, но это никак не может быть целью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками

Google отказался помогать нефтяникам в разведке и добыче сырья

Forbes
Ребенок рисует на обоях: что делать родителям Ребенок рисует на обоях: что делать родителям

Дети не всегда ведут себя так, как мы ожидаем

Psychologies
«Я не хочу беспокоиться о рынке каждую минуту: мне нужны алгоритмы, которые будут зарабатывать, пока я сплю» «Я не хочу беспокоиться о рынке каждую минуту: мне нужны алгоритмы, которые будут зарабатывать, пока я сплю»

История Джима Саймонса, который не теряет деньги даже во время кризисов

VC.RU
Общество «Долой стыд!»: нудизм в раннем СССР Общество «Долой стыд!»: нудизм в раннем СССР

Голая правда о неприкрытом историческом явлении

Maxim
Алексей Морозов: «Люблю крутые виражи» Алексей Морозов: «Люблю крутые виражи»

Мы привыкли видеть Алексея Морозова в ролях сильных, бескомпромиссных парней

Добрые советы
Как отрастить брови в домашних условиях Как отрастить брови в домашних условиях

Пора тонких бровей-ниточек давно прошла, сегодня в моде естественность!

Cosmopolitan
Дерево достижений, принцип зеленой ручки и другие способы заинтересовать ребенка учебой Дерево достижений, принцип зеленой ручки и другие способы заинтересовать ребенка учебой

Как родителям внедрить в жизнь детей полезные привычки, чтобы больше успевать

Psychologies
Индекс несъедаемости Индекс несъедаемости

Как делили деньги на «президентские завтраки»

Огонёк
9 отличных фильмов о тюрьме и заключенных, которые ты, скорее всего, не видел 9 отличных фильмов о тюрьме и заключенных, которые ты, скорее всего, не видел

9 разных по стилистике и тематике, но отличных фильмов о тюрьмах и заключенных!

Maxim
Отрывок из книги Михаль Бен-Нафтали «Учительница» Отрывок из книги Михаль Бен-Нафтали «Учительница»

Первые главы романа «Учительница» израильской писательницы Михаль Бен-Нафтали

СНОБ
Из спортзала – в больницу Из спортзала – в больницу

От фитнеса до грыжи – один шаг

Здоровье
Как издатели ищут новых читателей Как издатели ищут новых читателей

XXI век войдет в историю как век чтения

СНОБ
Слишком хорошо, чтобы быть правдой: почему вам стоит больше узнать о бренде Toogood Слишком хорошо, чтобы быть правдой: почему вам стоит больше узнать о бренде Toogood

Бренд Toogood, в рамках которого примиряются домашний и формальный стили

GQ
Дети, которые провели много лет в плену у маньяков Дети, которые провели много лет в плену у маньяков

Эти страшные истории подтверждают, что никто не застрахован

Cosmopolitan
Яд сделал динго крупнее Яд сделал динго крупнее

Как использование ядов изменяет фенотип крупных позвоночных

N+1
Результат налицо. Подводные камни рынка косметологических услуг Результат налицо. Подводные камни рынка косметологических услуг

Как преобразить свою внешность без последствий и не потерять в деньгах

Forbes
Что посмотреть на Алтае? Что посмотреть на Алтае?

А главное – где там есть и жить.

GQ
Сбросить 50 килограммов: реальная история нашей читательницы Сбросить 50 килограммов: реальная история нашей читательницы

Когда я говорю, что похудела на 50 кг, многие мне говорят, что я привираю

Cosmopolitan
Из чугуна и песка Из чугуна и песка

Акустическая нирвана Джонатана Вейса

Robb Report
5 отталкивающих стратегий, которые используют ревнивцы 5 отталкивающих стратегий, которые используют ревнивцы

Ревность заставляет нас искать улики и контролировать любимого человека

Psychologies
«Как устроен город: 36 эссе по философии урбанистики» «Как устроен город: 36 эссе по философии урбанистики»

Отрывок из книги архитектурного критика Григория Ревзина об урбанистике

N+1
Зарабатывать, но не работать: как увеличить любые доходы Зарабатывать, но не работать: как увеличить любые доходы

Как зарабатывать так, чтобы деньги продолжали работать на нас?

Psychologies
Пожар в тоннеле Пожар в тоннеле

Срочно покиньте опасный участок!

4x4 Club
Белорусия: предел стратегической глубины Белорусия: предел стратегической глубины

Зачем России план «Б» для белорусской революции

Эксперт
10 актеров, которые потеряли роли из-за жадности 10 актеров, которые потеряли роли из-за жадности

Когда знаешь, сколько ты стоишь, но никак не удается убедить в этом окружающих…

Maxim
Александр Альперн начал с чужого продукта на просроченном домене, а сейчас зарабатывает сотни миллионов рублей. История Webinar.ru Александр Альперн начал с чужого продукта на просроченном домене, а сейчас зарабатывает сотни миллионов рублей. История Webinar.ru

Платформе для онлайн-семинаров Webinar.ru кризисы идут только на пользу

Inc.
Комплекс Наполеона и еще 9 комплексов, которые ты можешь у себя найти Комплекс Наполеона и еще 9 комплексов, которые ты можешь у себя найти

Найди в себе героя. И выгони его на фиг

Maxim
Ошибки эволюции: неразумный дизайн Ошибки эволюции: неразумный дизайн

Эволюция — это случайные ошибки или все же рациональный дизайн?

Популярная механика
Барабанную перепонку залатали свиной кишкой Барабанную перепонку залатали свиной кишкой

Ученым удалось вылечить повреждение барабанной перепонки и восстановить слух

N+1
Как избавиться от черных точек на носу: 5 домашних способов Как избавиться от черных точек на носу: 5 домашних способов

Мы поможем найти решение, чтобы твое лицо выглядело чистым и сияющим

Cosmopolitan
Открыть в приложении