Как готовить к школе особенного ребенка
Дети леворукие, медлительные или гиперактивные, дети с нарушениями нервно-психической сферы и с расстройствами аутистического спектра... При всех очевидных различиях, их объединяют общие закономерности развития мозга и проблемы подготовки к школе. В помощь родителям физиолог Марьяна Безруких написала книгу о том, как и чем лучше заниматься с особенным дошкольником.
Их считают трудными и необучаемыми, на их беспокойство и невнимательность жалуются педагоги и воспитатели, с ними часто не умеют общаться сверстники. И все же особенности этих детей — не ограничения, и у каждого есть шанс вырасти активным, уверенным и счастливым человеком, считает физиолог Марьяна Михайловна Безруких.
Но для того, чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо выстроить систему эффективного развития.
В книге «Ваш особенный ребенок идет в школу»1 физиолог отмечает, что дети с особенностями все чаще становятся жертвами различных центров, которые завлекают обещаниями «нейрокоррекции», использованием «нейро-методик», призванных «синхронизировать» работу правого и левого полушарий, «активировать работу разных зон мозга» и «решить все проблемы разом».
Самые безобидные итоги такой «коррекции» — отсутствие изменений. Хуже, если ребенок и родители теряют веру, начинают считать положение безвыходным.
Многие стремятся форсировать развитие своего «отстающего» ребенка, что тоже может стать ошибкой. Исследования показывают, что интенсивное раннее обучение, «натаскивание» и неадекватные нагрузки не только отбивают у него всякое желание учиться, но и тормозят развитие.
Лет до пяти ребенку прежде всего необходимо доброжелательное и спокойное общение. С ним нужно больше играть, ему следует чаще читать, рассказывать, объяснять, не превращая разговоры в уроки.
Обучение или игра? 11 золотых правил
Регулярные занятия по подготовке к школе целесообразно начинать не ранее, чем в 5,5–6 лет. И нужны они не для того, чтобы дать ребенку знания и сведения, объясняет Марьяна Безруких. Их цель — научить не только играть, когда хочется и в то, что нравится, но и заниматься.