Лучше гор
За вдохновением для своих магических шедевров художник-символист Николай Рерих пускался в реальные и весьма опасные странствия
Художнику было уже за 50, когда он с женой и сыном Юрием, востоковедом, предпринял несколько трудных экспедиций по Азии. Рискуя здоровьем и жизнями, Рерихи пробирались по заснеженным горным перевалам узкими караванными тропами, на которых попадались тела замерзших путников; случалось отражать нападения бандитов. В ходе центральноазиатской экспедиции Рериху с семьей и спутниками пришлось пять месяцев провести в палатках среди снегов на высокогорном плато, пока местные власти не разрешили двигаться дальше; пять человек в отряде не пережили тяжелую зимовку. Художник мирился с тяготами не только ради ландшафтов умопомрачительной красоты или сбора сведений о культуре труднодоступных регионов. В горы Рериха вел и духовный поиск. Европейские мистики первой половины XX века считали Восток, особенно Индию и таинственный Тибет, средоточием древней мудрости. Художник тоже стремился глубже изучить восточные религии в поисках истины, которая могла бы изменить мир. Особенно Рериха интересовал буддизм и связанные с ним предания и символы.
По словам Александры Барковой, специалиста по мифологии и фольклору, картина Рериха «Чинтамани» — «не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости».
1. ГОРЫ. Многочисленные изображения Гималаев и Тибета стали визитной карточкой художника. Как пишет историк Всеволод Володарский, исследователь его творчества, за Рерихом прочно закрепилось определение «мастер гор». Для художника Гималаи стали символом духовного восхождения человека. При этом Рериху было важно писать пейзажи с натуры: «Убедительность — это магическое качество творчества, не объяснимое словами, — создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы — везде горы, вода — всюду вода, небо — везде небо, люди — везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать».