Пора двигаться дальше: почему традиционному бизнесу необходима цифровизация и как её начать?
По результатам исследования банка «Открытие», в сентябре 2019 года индекс цифровизации МСП в среднем по России составил 45%. Ожидаемо, в традиционных сферах бизнеса этот показатель ещё меньше. О том, какие сложности могут возникать в процессе, с чего стоит начинать и насколько окупаемы вложенные усилия, рассказываем вместе с образовательной платформой «Нетология» на примере трёх компаний.
Ильдар Хусаинов
Директор федеральной компании в сфере недвижимости и ипотеки «Этажи»
Компания «Этажи» всегда поддерживала связь с партнёрами по всему миру и внедряла наиболее продвинутые практики на российском рынке недвижимости. Так, в Америке я досконально изучил новые цифровые инструменты. По возвращении в Россию многие переосмыслил и затем вместе с командой «Этажей» внедрил их в нашей компании, что-то усовершенствовав и доработав. Началось всё с адаптации базы из excel под сайт. Честно признаюсь, в то время я вообще не верил в эффективность сайтов в сфере недвижимости, а сейчас его посещают более 3 млн уникальных посетителей в месяц.
Наша компания начинала с одного программиста, а сейчас в штате 200 специалистов, развивающих эту сферу. Около 90% используемого программного обеспечения — собственной разработки. Два основных наших программных продукта — автоматизированная система работы риелторов, которая объединяет все бизнес-процессы по управлению риелторской деятельностью, и автоматизированная система анализа всех внутренних и внешних показателей компании.
На первых этапах цифровизации было сопротивление со стороны некоторых сотрудников. До 2005 года риелторский бизнес вообще жил без компьютеров. Когда они начали активно появляться, ко мне пришёл один из менеджеров и заявил: «Не буду сидеть за компьютером. Нужны бумаги, компьютеры — это зло». Тогда мы отправили всех обучаться компьютерной грамотности за счёт компании.
Для роста и внедрения изменений в компании важно постоянное развитие её директора. Для меня самообразование — непрерывный процесс, ведь принятие любых решений по развитию крупной компании основывается прежде всего на знаниях и опыте.
Одна из лучших стратегий — личный пример. В рамках подготовки к открытию филиалов в Европе и обмена опытом с зарубежными коллегами я в совершенстве выучил английский язык, и моему примеру последовали заместители по направлениям. Сейчас активно изучаю китайский. Я постоянно провожу тренинги и семинары для сотрудников, делаю обзоры из прочитанного для руководителей по сети. Для работников разрабатываются индивидуальные планы развития.
Главная сложность цифровизации в сфере недвижимости — отсутствие покупательского опыта в дистанционных сделках и ряд законодательных ограничений при электронной регистрации прав на недвижимость. Если первый пункт потребовал времени и разъяснительной работы с клиентами, то во втором случае требуются законодательные изменения. Недавно мы выступили с инициативой о внесении поправок, ведь дальнейшее развитие онлайн-сделок в сфере недвижимости — процесс необратимый.
Недвижимость — консервативная сфера, но она абсолютно готова к процессам цифровизации. Сейчас мы видим, насколько востребована услуга оформления онлайн-ипотеки и электронного оформления сделок. И я верю в то, что всё большую роль будут играть процессы, выстроенные на основе искусственного интеллекта.
Комментарий эксперта:
Алексей Долинский, эксперт программы Digital MBA в «Нетологии» и сооснователь международного сервиса поиска и бронирования образовательных программ для топ-менеджеров Coursalytics.com
Цифровая среда даёт компаниям в традиционных индустриях много возможностей. Ускорение процессов и повышение объёма получаемых и анализируемых данных кажется очевидным результатом, однако бизнес-эффект может быть феноменальным. Разница примерно такая же, как навигация по GPS и по традиционным бумажным картам: опытный путешественник эффективно управляется с традиционным инструментом, однако цифровой вариант проще и удобнее. В компании «Этажи» явно большое внимание уделяют анализу данных, и в этом может крыться источник их конкурентного преимущества.
В сфере недвижимости безграничное пространство для цифровизации: от управления готовыми объектами и предоставления дополнительных услуг жильцам до возможности предлагать большое количество финансовых услуг, связанных с покупкой недвижимости. И компания «Этажи» может двинуться в любую сторону. Возможность не просто предлагать сервисы, а еще и делать это у клиента дома — это ли не мечта?
Отдельно отмечу личность и роль руководителя. Ильдар не просто занимается профессиональным изучением цифровых инструментов, он ещё и стимулирует команду предлагать новые решения, даже если лично не видит в них перспективы. Как иначе может сложиться ситуация, когда руководитель не видит большой перспективы в вебсайте, но проект не просто реализуется, но и даже приводит к показателям в 3 млн пользователей в месяц? Такое бывает только при поддержке инициативы, постоянном поиске новых решений и тестировании новых гипотез. В рамках программы Digital MBA в Нетологии мы придерживаемся такого же подхода, и его можно рекомендовать всем компаниям, которые проходят цифровую трансформацию.