Нет ни либерала, ни фундаменталиста. Продолжение полемики Артема Нарышкина и Александра Дворкина о расколе в РПЦ
Полемика между Артемом Нарышкиным и профессором Православного Свято-Тихоновского университета Александром Дворкиным привела к обсуждению более фундаментальных вопросов, затрагивающих представления о том, что такое христианское мировоззрение. Нарышкин упрекнул Дворкина в использовании затертых цитат ради поддержки союза церкви с консервативным государством. «Сноб» публикует ответ Дворкина
Прежде всего хочу попросить прощения у Артема Нарышкина, если в своей статье я невольно его обидел: судя по тону ответа, его самолюбие было задето, и это меня огорчает. Ни в каких «личных мотивах» я его не обвинял, а всего лишь показал, что главный посыл его материала не имеет отношения к действительности, и аргументы, выдаваемые им за аксиомы, таковыми не являются.
В своем ответе г-н Нарышкин переходит на личности. Он находит в моем тексте «погромный стиль», «накал непримиримости», и даже «эрпэцэшный (какое слово!) официоз». Не буду спорить с его оценочными суждениями, лишь напомню, что я в Патриархии не работаю, официальной должности не занимаю, патриархийного жалования не получаю и всегда выражаю только свое личное мнение. С официозом не выходит никак. Придется остаться непримиримым погромщиком-фрилансером.
Когда я писал первый ответ на статью г-на Нарышкина, я ничего не знал о его отношении к Символу веры и Таинствам (в чем он меня упрекает). Честно говоря, и сейчас не очень знаю: в его «ответе на мой ответ» содержатся довольно противоречивые высказывания. Я лично не знаком с ним, впервые узнал о его существовании из статьи и возражал лишь на то, что было в ней написано. Если г-н Нарышкин на самом деле придерживается иных взглядов, в своем материале он, уж не знаю, умышленно или случайно, их никак не выразил.
Но коль скоро он так обиделся на меня за неверное конструирование его жизненной позиции, то как же он может столь уверенно рассуждать о мировоззрении других людей, огульно приписывая им целые пакеты идей и разнося их по разным сконструированным им лагерям, даже не справившись предварительно об их мнениях и не спросив, согласны ли они к этим воображаемым лагерям принадлежать? Те из них, с кем я успел поговорить, категорически не согласны с наклеенными на них ярлыками. Напомню, что Нарышкин сконструировал и мое мировоззрение, отнеся меня к стану «отрицающих науку фундаменталистов» и приписав мне защиту корпоративных интересов этого самого стана.
Я полностью поддерживаю призыв г-на Нарышкина к читателям самим найти в интернете выступления и публикации упоминаемых им людей («Кураева, Смирнова или Легойды», да и других, в том числе и мои) и самостоятельно оценить их. Так легко можно убедиться, что ни один из них не измеряется придуманной Нарышкиным шкалой «консерватор — либерал», а намного сложнее и многограннее этого искусственного противопоставления.
А теперь постараюсь максимально бегло и сжато, чтобы не утомлять читателей, пройтись по его аргументам. По порядку.
«Дворкин не согласен с тем, что священники и верующие в РПЦ имеют критически разные представления о добре и зле. Однако именно из-за своих взглядов ушли за штат иереи Андрей Федосов (Киберпоп), Федор Людоговский, был запрещен в служении протоиерей Вячеслав Рубской».
Это перечисление имен трех священников предельно четко иллюстрирует принцип фрагментарной (мягко говоря) осведомленности, которую демонстрирует мой оппонент. Три человека, три очень разные истории, но ни одна из них не укладывается в прокрустово ложе вымышленного г-ном Нарышкиным конфликта «либералов» и «фундаменталистов».
Можно по-разному относиться к блогеру-протоиерею Андрею Федосову, но история с его запретом началась, когда он заявил в видеоблоге, что почитает Ленина и восхищается им как великим революционером и великим государственным деятелем, а за последний год дважды посещал Мавзолей. Для либерала (каким, очевидно, Артем Нарышкин его считает) это несколько странные взгляды. А вот почитание Ленина со священством вряд ли совместимо.
Священник Феодор Людоговский счел, что занятие профессиональным коучингом приносит ему большее удовлетворение, чем священство, и добровольно перестал служить. Безотносительно оценки модного ныне коучинга и его методов — при чем тут либералы и консерваторы?
Одесский протоиерей Вячеслав Рубский (не Рубской) был запрещен за доклад, сделанный им на закрытой конференции. В этом в целом интересном и достойном внимания выступлении он допустил несколько довольно неосторожных высказываний. К сожалению, выступление попало в сеть, а некие «доброжелатели» доложили об этих спорных выражениях престарелому архиерею. Запрет священника с моей точки зрения был несправедливым, неоправданным и незаконным, но и он не имеет никакого отношения к придуманному противостоянию либералов и фундаменталистов.
Уж не знаю, почему г-н Нарышкин избрал портал «Православие.ру» на роль носителя мирового зла, с которым не «могут быть едины в нравственных оценках» 200 священников, подписавших известное письмо. Но вот протоиерей Андрей Кордочкин, чья подпись под письмом стоит одной из первых и на которого Нарышкин ссылается в обоих материалах, имеет на этом портале многочисленные публикации и интервью. Таким образом, громогласно обращенный ко мне риторический вопрос повисает в воздухе.