Неразделенные ценности
Бельгия оказалась главным европейским поставщиком террористов в «Исламское государство». Журналист Аркадий Сухолуцкий разбирается, почему молодых бельгийцев не устраивает фламандская мечта
Два самых популярных вопроса, которые слышишь от туристов из России последнее время: «Почему Писающий мальчик такой маленький?» и «Почему в городе так много солдат?» Даже недавнее снижение уровня террористической угрозы (с 3 на 2) не изменило положение дел — военных патрулей в бельгийской столице по-прежнему много. Спустя почти два года после терактов в Брюсселе в марте 2016-го правительство страны приняло решение, несмотря на отсутствие прямой угрозы новых терактов, оставить солдат на улицах города. Группы мужчин в полной амуниции и с автоматами наперевес, которых постоянно встречаешь в центре города и в метро, как бы намекают, что ты находишься в «горячей точке», а не в спокойной и мирной столице Евросоюза.
Сегодня уже мало кто помнит, но последняя и самая большая волна эмиграции в Бельгию была вызвана нехваткой рабочих рук после Второй мировой войны. Тогда и приехали выходцы из Турции, Марокко, Польши, Италии и других стран. Орнамент знаменитого цветочного ковра, который расстилают на Гран-Плас раз в два года, в августе 2014-го был посвящен 50-летию начала турецкой эмиграции в Бельгию. Люди приехали, что вполне естественно и объяснимо, за лучшей жизнью, на тяжелые работы (шахты, заводы, фабрики, порты), чтобы обеспечить своим детям лучшее будущее. Как известно, работать «от зари до зари» всегда готово только первое поколение иммигрантов. И это не бельгийский феномен — так происходит во многих странах.
Печальное лидерство среди европейских стран, чьи граждане воюют на стороне «Исламского государства», принадлежит бельгийцам
Постепенно тяжелая промышленность уходила из Бельгии, шахты закрывались из-за нерентабельности, автоматизировалось производство, переформировались порты. С другой стороны, процессы интеграции новых людей в новое общество шли очень медленно или вообще не шли. К примеру, печально знаменитый брюссельский район Моленбек, выходцы из которого так или иначе имеют отношение к последним терактам в Европе (теракты в Париже, Брюсселе), примыкает к индустриальному каналу, на котором была сосредоточена городская промышленность. Когда-то здесь кипела жизнь, тяжелые работы давали хлеб семьям иммигрантов, которые и селились здесь же, неподалеку.