Ненужные навыки. Как гаджеты в детских садах помогут вырастить более здоровое поколение
Почему раннее развитие в его привычном понимании может навредить ребенку? Какие навыки для дошкольника самые важные? Как свободная игра помогает в будущем лучше учиться в школе? Об этом рассказывает СЕО образовательной платформы Smart School Pro Елена Игнатьева — и объясняет, как правильно использовать гаджеты, чтобы помочь ребенку в развитии.
Программы «раннего развития», которые были востребованы последние пару десятилетий, на самом деле могут навредить детям и даже, как ни парадоксально, затормозить это самое развитие в важных сферах. В модных детсадах дошкольникам сегодня пытаются преподавать китайский язык, программирование и дизайн-мышление — но исследования показывают, что это бессмысленно: навыки и знания, оторванные от реальной жизни ребенка, очень скоро забываются, а время, потраченное на их усвоение, отнимается от того, что действительно необходимо. Если же стараться успеть все, это может негативно сказаться на здоровье и убить в будущем желание учиться. Как ни парадоксально, самые важные навыки ребенок приобретает в естественных для него видах деятельности: игре, конструировании, художественном творчестве и коммуникации со сверстниками.
Но как понять, насколько успешно дети осваивают базовые навыки? На помощь может прийти цифровизация детсадов. С помощью IT-инструментов удобно собирать, накапливать и анализировать информацию о состоянии детей, следить за динамикой ребенка и, при необходимости, корректировать проблемы и сложности в развитии. Как это работает?
Зона ближайшего развития и «поляна детства»
Исследования показывают, что попытки впихнуть в ребенка тонны академической информации еще до школы проваливаются. Да, возможно, в четыре года ваш ребенок сможет читать лучше всех сверстников и складывать двузначные цифры в уме. Развить какой-то один конкретный навык не так уж сложно. Но тогда обязательно пострадают другие сферы. Уже в 90-х ученые выяснили: к четвертому классу дети, которых нагружали академическими предметами до школы, начинают уступать в учебе тем одноклассникам, что в детском саду занимались игрой.
Примерно на седьмом году жизни — как раз к тому возрасту, когда дети обычно идут в школу — у ребенка формируется произвольность. Произвольность — это регуляторная способность организма, то, что позволяет школьнику находиться в классе в течение всего урока и удерживать внимание. Чтобы способность к саморегуляции сформировалась, первые семь лет жизни должны быть прожиты ребенком правильно.
Маленький ребенок — это не просто маленький человек. Это человек, имеющий определенные психофизическое характеристики, которые определяют его возможности и задачи определенного этапа его жизни, дошкольного детства. У ребенка в этом возрасте продолжает активно развиваться мозг, формируются нейронные связи, которые в будущем позволят удерживать внимание, усваивать информацию и проявлять креативность — то есть делать то, что важно в учебном процессе. Но процесс образования нейронных связей очень энергоемок. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте продолжается и физическое развитие ребенка: формируются зубы, кости, внутренние органы. Силы, отпущенные на рост и развитие конечны, поэтому энергию организма, нужно тратить правильно и осознанно. Тогда есть шанс, что к школе дети подойдут не только подготовленными, но и здоровыми.
Занятия, требующие произвольности, то есть те, где ребенок сидит за столом, где информация подается фронтальным образом, где в речи взрослого присутствует императив, или указания что-то сделать, представляют собой нагрузку для нервной системы ребенка. Зато есть занятия, которые тонизируют детский организм: это любая творческая деятельность, движение, ритм и связанная с ним активность (пение, ритмика, стихи, танцы), сенсорные упражнения, например, с водой или песком, и, конечно, игра. Чем младше ребенок, тем больше занятий второго типа должно быть в его жизни. Ближе к школе можно постепенно увеличивать нагрузку. Чередование нагрузки с тонизацией и соблюдение правильного и стабильного режим для хорошо для ребенка. В противном случае его нервная система истощается, что может даже сказаться на здоровье. Поэтому избыточные занятия и «раннее развитие» в его нынешнем понимании зачастую наносит ущерб детскому организму.
Очень важно не путать игровую деятельность с игровой формой обучения и не подменять одно другим. Свободная игра — важнейший фактор развития и, одновременно, показатель развития дошкольника. Игра ценна тем, что она формирует у детей мета-навыки, ведь в игре нужно не только придумать ее сценарий, но и удерживать его в течение определенного времени, согласовав с другими детьми, взаимодействуя с ними в процессе, соблюдая общие правила. Чувствуете масштабность задачи? Занятия в игровой форме, как и условно развивающие игровые приложения для гаджетов, совсем про другое. Можно с помощью приложения выучить с ребенком буквы или запомнить некоторое количество иностранных слов. Но как они могут помочь сформировать творческое мышление или эмоциональный интеллект, речевые или социально-коммуникативные навыки? Не понятно. Приложения могут помочь в овладении каким-то объемом информации или проработке моно-навыков, но не встроенные в практическую жизнь, они быстро теряют ценность и забываются.