Не спускайся вниз: как важные хорроры, постхорроры и слоубернеры последних лет изменили жанр
22 августа в свою десятую годовщину в повторный российский прокат вышел один из самых необычных хорроров XXI века — «Оно приходит за тобой» Дэвида Роберта Митчелла. В честь возвращения картины на экран кинокритик Елена Зархина рассказывает о фильме и других важных хоррор-проектах последних лет, трансформировавших жанр.
«Оно приходит за тобой» / It Follows (2014)
- Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл
- В ролях: Майка Монро, Кейр Гилкрист, Оливия Луккарди, Лили Сепе, Дэниэл Дзоватто
Десять лет назад даже внеконкурсный слот для премьеры на Каннском кинофестивале для хоррора казался чем-то из ряда вон. Но на 67-м смотре в Каннах в 2014 году состоялся показ фильма «Оно приходит за тобой», и сразу стало понятно, что это кино особенное. Подтвердили это и цифры: картина стоимостью $1 млн собрала в прокате почти $24 млн. Скромный результат по критериям индустрии, но большой успех для маленького авторского проекта без звезд. Хотя одна звезда в нем все же родилась: сыгравшая главную роль Майка Монро стала новой королевой крика, почетный статус которой до сих пор удерживает ролями в слоубернерах вроде «Наблюдающего» и «Собирателе душ».
«Оно приходит за тобой» оказался постхоррором, внеся в стандартную формула жанра новое неизвестное. Зло на экране не имело буквальной физической оболочки. Но для того, чтобы хорошенько испугаться, этого и не требовалось. По сюжету неизвестная злая сила преследует подростков, которые могут передавать ее друг другу буквально половым путем. Зло в фильме было и мистической вариацией венерических заболеваний, и страхом незапланированной беременности, и прощанием с детством. Помимо этого, Митчелл использовал данный прием и как аллюзию на ранние хорроры, в которых в живых всегда оставались самые целомудренные персонажи, а секс в пуританском смысле приравнивался к греху. «Оно приходит за тобой» сильно изменило структуру хоррора: фильм был и насмешкой над жанром, который он вывернул наизнанку, и авторским упражнением — получится ли вселить в аудиторию ужас, не показывая зло буквально? Оказалось, что еще как.
«Хижина в лесу» / The Cabin in the Woods (2011)
- Режиссер: Дрю Годдард
- В ролях: Кристен Коннолли, Крис Хемсворт, Анна Хатчисон, Фрэн Кранц, Джесси Уильямс
Еще один важный для жанра проект, который строился на эффекте неожиданности, переворачивая привычные правила игры с ног на голову. Группа подростков отправляется на уик-энд за город. Они сняли небольшую хижину в лесу, чтобы побыть без надзора старших и весело провести время. Но уже на середине сюжет делал неожиданный поворот (внимание: спойлер!): выяснялось, что герои — участники некоего эксперимента, о чем они, конечно же, не знали. По плану загадочной организации, в чьем арсенале находилась целая армия демонов, зомби и вампиров, молодежь оказывалась под их полным наблюдением. А потом они бы поочередно становились жертвами сдерживаемого зла. Но налаженный план рушился, когда в него вмешивалась стихийная человеческая воля.
«Хижина в лесу», как и некогда «Крик», взглянул на хорроры по-новому. «Крик» в середине 1990-х откровенно высмеивал подростковые ужастики, раскладывая их структуру дословно: в кадре находился персонаж, который вслух проговаривал, что девственница обязана остаться в живых, а спускаться одной в подвал — значит, рисковать своей жизнью, ведь там обязательно притаился опасный маньяк. «Хижина в лесу» действует чуть изящнее, но и цели преследует иные — показать, что человек своим коварством и беспощадностью может превзойти любого монстра.