Московский Монмартр
Пожалуй, каждый, кто хоть раз проезжал по Верхней Масловке или рядом по третьему кольцу в районе метро «Динамо», обращал внимание на необычные дома 1930–50-х годов с огромными фасадными окнами высотой в три с лишним метра. То ли проектный институт, то ли мастерские архитекторов, то ли невиданной щедрости квартиры. И лишь немногие знают, что за этими великолепными фасадами скрывается Городок художников.
На Масловке в разные годы жили и работали Игорь Грабарь, Давид Штеренберг, Митрофан Греков, Владимир Татлин, Сергей Герасимов, Александр Тышлер, Николай Ромадин, Георгий Нисский, Александр Лабас, Эрнст Неизвестный и другие первые величины искусства XX века, чьи работы теперь можно увидеть в залах Новой Третьяковки.
Сейчас я делаю здесь Музей Городка художников с гостиной, в которой будут рады всем, кто хочет узнать больше о «Корабле искусств», как это место называли еще 90 лет назад. А в самом начале 2000-х я так же, как и многие, чуть ли не ежедневно проезжал мимо загадочно-необычных, притягательных, но обветшавших домов, мало что зная об их истории. Несколько позже, купив квартиру в одном из домов Городка, я буквально провалился в его историю. Выбирая себе дом «на всю оставшуюся жизнь» из всех возможных в округе вариантов, остановился на Городке: ощущение тайны за каждой дверью, казалось бы, давно оставленных мастерских, истории, витавшей между мемориальными досками, арками и прямо в воздухе вместе с запахами красок при входе в дом, не оставляло выбора.
Уже переехав, я обнаружил в своей квартире дверь, от которой шел специальный черный ход в квартиру Гелия Коржева, расположенную аж в соседнем подъезде. Гелий Михайлович стучал в эту дверь, когда приходил домой из мастерской на обед, предупредить, чтобы пока не шумели, а я вспоминал знакомые с детства его работы — «Егорка-летун», «Опаленные огнем войны», «Влюбленные».