«Кэрролл на вашей стороне»: как дизайнеры вдохновляются книгами, а писатели становятся модными иконами
15 сентября родилась нигерийская писательница Чимаманда Нгози-Адичи, автор романов «Американха» и «Половина желтого солнца». Широкая аудитория узнала об Адичи в 2016 году, когда название ее эссе «Мы все должны быть феминистками» использовала в качестве слогана на футболках из коллекции весна-лето 2017 Мария Грация Кьюри для Dior. Но, конечно, писательница была далеко не первой в череде литераторов, которые в разное время вдохновляли модных дизайнеров. Рассказываем, как на протяжении десятилетий литература влияла на моду; как влияет сейчас — и почему писателей уже можно считать новыми инфлюенсерами.
Пальто Фицджеральда и очки Капоте
Трудно сказать, когда именно началось взаимопроникновение моды и литературы и что, собственно, можно взять за точку отсчета. Денди и модниц среди великих писателей всегда было немало. Оскар Уайльд, например, еще в 1885 году опубликовал в газете The New York Tribune эссе «Философия платья», в котором рассуждал о том, как для образованного человека важно быть не только начитанным и утонченным, но и элегантным. Текст сопровождался вполне конкретными советами для мужчин и женщин — о том, как выбирать костюм, завязывать галстук, краситься, и как вообще добиться успеха, используя одежду в качестве вспомогательного средства — по мнению Уайльда, средства, чрезвычайно важного. «Хорошо выглядеть и одеваться — это необходимость. Иметь цель в жизни — нет», — писал автор «Портрета Дориана Грея». Публикация эссе принесла Уайльду славу «модного активиста», и в 1887 году он стал редактором журнала о моде и красоте «Мир женщины». На этом посту писатель оставался до 1889 года и, в числе прочего, активно выступал за освобождение женщин от корсетов, также предрекал, что в ХХ столетии гендерные границы в одежде станут куда более размытыми, а манера одеваться будет связана с родом занятий в большей степени, чем с Полом. Как понятно сейчас, его слова были пророческими.
Несколько десятилетий спустя слава одного из главных литературных модников закрепится за Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом. Бытописатель нравов «века джаза», как и его герои, любил моду и красивые вещи. Волосы он зачесывал на прямой пробор и укладывал лаком, так что они блестели — по моде тех лет. У автора «Великого Гэтсби» была внушительная коллекция галстуков, а пальто он носил самые элегантные — например, популярное в 1920-е годы двубортное Честерфилд.
Уже в Нью-Йорке 1960-х одним из самых стильных представителей богемы был Трумен Капоте. Как известно, автор «Завтрака у Тиффани» любил красивую жизнь и дорогие вещи, а среди его близких подруг быль сплошь светские дамы. Визитными карточками стиля писателя были минималистичные черные водолазки, галстуки-бабочки, пиджаки из магазина Brooks Brothers и длинные шарфы популярного в те годы итальянского бренда Bronzini. И, разумеется, нельзя представить Капоте без очков в стильной роговой оправе. В XXI веке ими продолжают вдохновляться дизайнеры. Оправа Truman, например, до недавних пор была в линейке канадской марки Binocle и до сих пор есть у американского бренда Madson.
Во второй половине ХХ века счет уже пошел на десятки — буквально что ни писатель, то модная икона. Автор скандального романа «Долина кукол», американская писательница Жаклин Сьюзанн, например, владела внушительным гардеробом, носила огромные серьги и обожала Pucci и Chanel. «Королева любовных романов» Даниэла Стил (на минуточку, входит в десятку самых продаваемых англоязычных авторов) когда-то училась на дизайнера в известной американской школе Parsons и с юности любит модную одежду и аксессуары — ее можно встретить с сумкой Hermes, в платьях Balenciaga и кутюрных Dior и в твидовых жакетах Chanel.
Но, пожалуй, самым ярким живым подтверждением тому, что писателю вовсе не зазорно интересоваться одеждой и предметами роскоши, а дизайнер вполне способен быть не только талантливым художником и портным, но и литератором, была Соня Рикель. Об этом знают не все, но основательница самого «французского» модного дома, выпустила 13 книг, в том числе сборник сказок и несколько художественных романов. Героиня одного из них — «Красные губы» — говорит влюбленному в нее мужчине, который просит, чтобы она сняла платье: «Ничего я не сниму. Мне мое платье нужно. Это оно рассказывает обо мне окружающим, помогает мне выйти на сцену».
Данте помог в карьере
Начиная примерно с 1990-х годов, модные дизайнеры стали открыто черпать вдохновение для коллекций в произведениях писателей. Одним из первопроходцев был Александр Маккуин. Показ осень-зима 1996 он, например, посвятил «Божественной комедии» Данте, коллекция так и называлась — Dante. Шоу прошло в Церкви Христа в районе Спиталфилдс в Восточном Лондоне — именно в этих окрестностях в XIX веке совершал свои убийства Джек-потрошитель. Кроме того, мастера позднего барокко, архитектора Николаса Хоксмура. спроектировавшего здание, в свое время обвиняли в связях с сатанистами. Одним словом, локацию с более зловещей атмосферой нужно было еще поискать — она как нельзя лучше подходила для шоу, вдохновленного произведением, рассказывающем о путешествии по загробному миру, в том числе, по всем кругам Ада.